«НА НЕДЕЛЬКУ ДО ВТОРОГО», ИЛИ ВРЕМЯ ГЛУХИХ ЗАБОРОВ

 

История дач в поселке Комарово Курортного района Санкт-Петербурга богата характерными деталями и ярко отражает наше прошлое, сравнительно недавнее, и унылое настоящее. Прежде всего, судьба дачных домов дореволюционной постройки... Хотя, конечно, и дачи довоенной и послевоенной поры имеют значительный историко-культурный интерес, поскольку на них живали замечательные люди: Анна Ахматова, Дмитрий Шостакович, акад. Д.С. Лихачев, Даниил Гранин и многие-многие другие.
Впервые мы оказались в Комарово в 1994 году... И даже еще застали конец предшествующей эпохи, ее печальный финал: разруху, разор, пожарища. В то же время на старых виллах кое-где еще работали летние лагеря и выездные детские сады. А местами даже сохранялись остатки «былого величия», не захваченные новой элитой и не обнесенные высокими, глухими заборами. К ним можно было приблизиться и даже сфотографировать. Теперь это практически невозможно: почти всё, что имеет культурную, а тем более материальную ценность, находится на территории, находящейся в частной или государственной собственности. А много ли увидишь из-за двухметрового забора?..


1f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот оно — «время глухих заборов». Это Большой проспект — главный комаровский променад… Приятной прогулки!

 


2f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дача Юхневич (ул. Морская, 5) — красивейшая в Комарово и одна из самых известных.
Александр Мечиславович Юхневич, дореволюционный хозяин дачи, заведовал театральной комиссией Невского Общества устройства народных развлечений. После его смерти в 1909 году наследники сдавали дачу внаем. Сохранились свидетельства, что здесь гостили Федор Шаляпин и Матильда Кшесинская. В 90-е мы еще застали выездной детский сад. В последующие годы здание пришло в плачевное состояние. В настоящее время дача куплена частным лицом и огорожена забором; на ней проходили реставрационные работы, но, насколько можно судить, они так не завершены.

 


2f a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дача Юхневич. Фрагмент декора. Здесь есть хотя бы смутная надежда, что здание будет сохранено.

 


 

Немного истории... Активная покупка земли и строительство дач в Финляндии, находившейся в составе Российской империи, началось с самого начала XX века. На плане, составленном художником И.А. Владимировым в 1913 году, отмечены около 700 участков. Станция Келломяки открылась в 1903 году. Железная дорога проходила (и сейчас проходит) по высокой гряде и делила строящийся поселок на лесную (справа от ж/д) и морскую стороны. Больше других котировались участки в непосредственной близи от Финского залива. Теперь там процветают рестораны и прочие «зоны отдыха». Некоторые дачи строили в нескольких десятках метрах от берега там, где сейчас проходит Приморское шоссе. Теперь их назвали бы «первой линией». От этих домов почти ничего не осталось... Расскажу только о двух дачах... Точнее — об их бренных останках.

 


3f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дача Геберцетеля — «Оя» («ручей» по-фински) — принадлежала надворному советнику Виктору Федоровичу Геберцетелю, архитектору, служившему при Технико-строительном комитете Министерства внутренних дел. По его проектам в Санкт-Петербурге построены несколько производственных зданий, а также пригородных дач, в том числе, и его собственная в Келломяки. Интересно, что дача «Оя» — единственная из сохранившихся, хоть и частично, некогда принадлежавших профессиональным архитекторам, что позволяет непосредственно судить о творческой мысли тогдашних зодчих.
Дача Геберцетеля — выявленный объект культурного наследия и принадлежит государству. Что отнюдь не спасает ее от медленного, неуклонного разрушения. Сейчас дача бесхозная и, вероятно, здание скоро разрушится окончательно. В 90-е годы в ней находился выездной детский сад, — мы еще застали это время. Даже помним забор, хотя и ветхий, а ныне разрушенный полностью.
Выявленный объект культурного наследия Дача Геберцетеля находится по адресу: Кавалерийская (бывшая Троицкая) ул.,12

 


4f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Легендарная дача Агафона Фаберже сгорела около 2008 года. Перед вами следы пожарища и руины. Прежний адрес: Приморское ш., д.483.
Агафон Фаберже, видный собиратель древностей, филателист — второй сын знаменитого ювелира Карла Фаберже. Судьба Агафона Карловича — сюжет для захватывающего детективного романа. Но сегодня речь не о нем...
Мы еще помним это здание до пожара. Одно время участок принадлежал детскому саду, базировавшему на Даче Геберцетеля, находившейся по соседству. Совершен поджог дома умышленно или случайно - не знает никто.

 


4f a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уцелевший после пожара колодец дачи Фаберже.

 


 

Примерно в 500 метрах от ж/д станции Комарово, если идти в сторону залива, расположен обрыв, который тянется на десятки километров вдоль побережья и по-научному называется литориновый уступ в память о Литориновом море. Оно образовалось на месте современной Балтики после таяния ледника около 15 тысяч лет назад и отступило «всего» 3-4 тысячи лет назад. В результате образовалась терраса, на которой любили селиться дачники в начале прошлого века, поскольку оттуда открывался прекрасный вид на морской залив. Теперь перспективу закрывает разросшийся лес, и чтобы увидеть залив надо подойти к нему "вплотную". Именно там, на краю террасы, участки стоили особенно дорого. Именно там располагались самые замечательные дома, в том числе, к примеру, дача Юхневич (Морская, 5), о которой мы уже говорили. Сегодня практически все замечательные строения или разрушены, или перекрыты заборами. Самой красивой считалась знаменитая дача Барановского - "вилла Арфа". Теперь ее можно увидеть только на старинной открытке...

 


5f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Литориновый уступ сегодня полностью зарос и «одичал». Даже пройти к морскому берегу можно далеко не везде. Раньше здесь можно было любоваться прекрасным видом, открывавшимся на залив. К песчаным пляжам вели несколько благоустроенных спусков с беседками и променадами.

 


6f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дача Барановского — знаменитая «вилла Арфа», самая шикарная в Келломяки. С юга она выходила к литориновому уступу с видом на залив. Сегодня участок расположен по адресу Большой проспект, 7 — буквально напротив легендарного Дома творчества писателей (а ныне заштатной гостиницы). Прежде к даче было подведено электричество и водопровод. На участке разбит парк с фонтанами и прудом, на крутом спуске к заливу устроена смотровая терраса.

 


 

6f a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действительный статский советник Гаврила Васильевич Барановский служил архитектором. По его проекту построен знаменитый Елисеевский магазин на Невском проспекте и несколько других известных зданий в Питере. В 1917 году Барановский с семьей остался в Келломяки. Привычная жизнь рухнула. Выдающийся архитектор скончался от паралича сердца в 1920 году.
Единственный снаряд Второй мировой войны, попавший в Комарово, не пощадил «виллы Арфа». Правда, тогда сгорела только ее деревянная часть, каменная разрушалась потом долгие годы. Сегодня остался только фундамент огромного здания дачи Барановского.

 


6f b

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Территория бывшей «виллы Арфа» принадлежит государству и находится в полном запустении. Забор практически отсутствует.
Эту садовую постройку мы еще помним жилой в 90 годы. Здесь проживали работники Дома творчества писателей.

 


6f v

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как указывает известный краевед и исследователь Комарова Елена Травина, в 2013 году на территории дачи Барановского еще сохранялись "каменная беседка и пруд, облицованный камнем". Это все, что осталось сегодня...

 


6f g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


А это, судя по всему, «двухъярусная терраса, встроенная в крутой обрыв», которую видела

Е. Травина в 2013 году.

 


7f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дача Каннегиссера также расположена на краю литоринового уступа. По воспоминаниям это был прекрасный оштукатуренный дом, южные окна которого выходили на Финский залив. Фердинанд (Федор) Адольфович Каннегиссер — доверенный Общества меднопрокатного и трубного завода, а также, в качестве хобби, — член Петропавловского общества любителей хорового пения.
Здание находится на территории санатория «Мать и дитя» на Большом проспекте и еще недавно использовалась в качестве его корпуса. Сейчас на скорую руку «законсервировано», но вряд ли даже в таком виде простоит долго. Дача внесена в реестр объектов культурного наследия регионального значения.

 


8f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дача Гернанда — вилла "Шишка" - разумеется, на старинной фотографии.
Джон Германович Гернанд владелец лакокрасочного завода в Петербурге. Дача находится (точнее, находилась) на Социалистической (ранее Духовной) улице. Елена Травина пишет о ней в 2013 году как о существующей...

 


8f a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вот она, эта замечательная Духовная улица, как будто в насмешку переименованная в Социалистическую. А за забором (что бы вы думали?) коттеджный поселок судей Конституционного суда, устроенный на месте бывшего пионерлагеря, который мы хорошо помним с 90-х годов, шумноватых соседей Дома творчества писателей. Зато теперь тишь да гладь... В пионерлагере нет детей, а в «доме творчества» (ныне гостинице) — писателей!

 


8f b

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А вот Социалистическая улица в другом ракурсе. Видите: слева глухие зеленые ворота частного владения. Вы думаете, забор огородил дачный участок? Да нет! Он перегородил бывшую Духовную, а ныне Социалистическую улицу прямо посередине. Еловая алея, которая угадывается за зелеными воротами, — часть посадки у дороги, ведущей к даче Гернанда. Вот там-то и скрывается сегодня от посторонних глаз вилла «Шишка» — памятник культурного наследия!

 


9f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дача Куренкова находится на четной стороне Большого проспекта и немного удалена от литоринового обрыва… Доктор медицины, статский советник Александр Павлович Куренков служил младшим врачом Павловского военного училища и имел частную практику в Петербурге. С середины 50-х годов прошлого века и по сегодняшний день здесь размещается выездной детский сад.
Дача Куренкова знаменита тем, что накануне Отечественной войны и после ее окончания до 1952 года в летние месяцы она сдавалась внаем Д.Д. Шостковичу.

 


10f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Купец 2-й гильдии Григорий Иванович Сандин, владелец торговли шапками и фуражками, купил дачу «Анечка» в 1906 году. Он был старостой церкви Сошествия Святого Духа в Келломяках до пожара 1917-го, когда здание ее полностью выгорело. После революции Сандины остались жить в Келломяках, взяв на себе роль центра русской общины, как духовного, так и культурного. Известно, что Сандин бывал в «Пенатах» у И.Е. Репина в соседнем Куоккала.

 


10f a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда в девяностых-нулевых годах приезжие в Комарово шли по Кавалерийской улице от станции к Дому творчества писателей, они видели уже перестроенное здание Дачи Сандина, в котором одно время находился выездной детский сад. Потом наступило полное запустение. Мы помним, как в этом уже заброшенном доме в 2006 или 2007 году шли съемки телефильма «Сонька Золотая ручка».

 


10f b

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Так выглядит дача Сандина сегодня в частном владении после очередной реконструкции с обязательной установкой глухого забора. Нетрудно заметить, что первоначальный замысел строителей полностью изменен. Но хоть какие-то очертания исторического здания остались...

 


11f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


А это дача оперного певца (лирического тенора) Иосифа Семеновича Томарса, которому принадлежал участок на углу Троицкой (ныне Кавалерийской) и Большого проспекта. После революции Томарс преподавал в Ленинградской консерватории.
После войны дача Томарса вместе с участком вошла в территорию Дома творчества писателей и до строительства нового корпуса использовалась в качестве жилого помещения. Мы помним, что в 90-е здесь жили работники из обслуживающего персонала. Потом здание частично сгорело. Теперь вот вновь реконструировано и используется администрацией… гостиницы, расположенной ныне в бывшем Доме творчества писателей. Хорошо, что это пока не частная территория, и можно спокойно рассмотреть «бренные останки» былой постройки.

 


12f

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прежний хозяин этой дачи в конце улицы Лейтенантов Александр Афанасьевич Сидоров служил в Управлении торгового мореплавания и портов, а затем в системе почт и телеграфов. После 1917-го остался в Келломяках, где и почил в бозе 1926 году.
Сегодня дача Сидорова располагается на территории Дома отдыха и творчества Союза театральных деятелей и используется в административно-хозяйственных целях.

 


 

Вилла Рено. Анналы истории хоть и беспристрастны, но далеко не всегда справедливы. На самом деле, обширную территорию, выходящую на угол Морской и Курортной (прежде Келломякской) улиц следовало бы именовать «Дача Чижова», ибо уже в1907 году купец-оружейник Иван Иванович Чижов приобрел несколько участков и разбил великолепный парк буквально на склоне литоринового уступа, укрепив его гранитными блоками и камнем. В апреле 1917 года участок приобрел питерский отельер Эмиль Рено, дальний родственник автомобильных промышленников. Но грянула революция, и семейство Рено покинуло Россию, доверив управление недвижимостью родственнице Ванде Орешниковой, открывшей на даче пансион. Это отдельная захватывающая история, и интересующиеся могут узнать о ней, разумеется, в художественно переработанной форме, из романа писательницы Натальи Галкиной «Вилла Рено». Скажу лишь, что среди постояльцев пансиона был и великий русский ученый, нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов, сын которого женился на дочери В.Д. Орешниковой Татьяне…

 


13f a

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К счастью, сооружение памятника природы «Комаровский берег» и проходящей по нему «экологической тропы», частично захватило старинный парк, разбитый еще И.И. Чижовым, что способствовало если не восстановлению, то хотя бы консервации некоторых разрушенных парковых объектов.
Фонтан Чижова, точнее жалкие остатки красивейшего сооружения, построенного более ста лет назад и сохранившегося на старых открытках. Вода, питающая фонтан, вероятно, стекала по трубам из системы каскадных прудов.

 


13f b

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Частично восстановленная система из трех каскадных прудов.

 


13f v

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Большой пруд — живописный рукотворный водоем.

 


13f g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сохранившаяся лестница, которая вела из парка наверх к «жилой зоне» Виллы Рено. Сегодня, как мы видим, она огорожена зеленым забором.

 


13f D

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В настоящее время ни одно из трех дачных строений прежних лет не сохранилось. Последняя остававшаяся постройка, пришедшая в негодность после пожара, была снесена несколько лет назад. На участке, перешедшем в частные руки, идет строительство очередного «новодела». По свидетельству Елены Травиной, «чугунная решетка, ворота, калитка и фонарь, хорошо различимые на старых фотографиях, были украдены и, видимо, сданы на лом».

 

Печальная история Келломяки-Комарова в миниатюре зеркально отражает процессы, происходящие в России на протяжении последнего века. Как и русский народ в целом, «дачное сообщество», конечно, не было социально, а тем более этнически однородно. Кто они — келломякские дачники? Ремесленники, купцы (промышленники и торговцы), интеллигенция, небогатое дворянство… По национальности — большинство, естественно, русские, украинцы, далее, понятно, немцы; местное население представляли финны, еще из скандинавов — немного шведов и датчан (все-таки север!), французы (как в России без них!), далее поляки, татары, а также евреи (обычно крещеные). Вот, собственно, все вместе они и были россиянами, русским народом России. Свободные экономические отношения и разумное социальное устройство позволили этим в большинстве прежде не знакомым друг с другом людям буквально в течение нескольких лет соорганизоваться, обустроить свой быт и преобразовать приморский ландшафт, сохранив его неповторимую стройность. В глухом лесу они проложили улицы и дороги, построили красивые и удобные дома, наладили снабжение и торговлю, создали культурную среду (в Келломяки был даже театр!). Все это было безвозвратно разрушено сначала революциями, потом Финской и Мировой войнами.
Но вот что интересно: мирные годы, которых прошло уже больше семидесяти, не принесли восстановления и обновления. Наоборот, разрушения только еще усилились, поскольку все попытки «возрождения» основывались (и основываются сегодня) не на общественном согласии, а на уничтожении наследия прошлых поколений, предварительно скрытого в «частных владениях» за непроницаемыми заборами. При такой ситуации распад народного самосознания неизбежен и, похоже, уже не обратим.