Хроника «райской земли»

 

1


IMG 3723 800x600История Евпатории насчитывает более 2500 лет. И началась она, когда в VI веке до н.э. на диком берегу Северо-Западного Крыма высадился десант ионийских греков, пожелавших основать на этом месте колонию. По мнению ученых, переселенцев было не так много, всего около ста человек, имевших, однако, надежную организацию и строгую дисциплину. Обычно во главе отряда стояли представители знатных родов метрополии, а то и дети тиранов. Колонисты привозили с собой «частицу» священного огня богини Гестии, покровительницы домашнего очага их родного города, и зажигали на новом месте пламя общины, что символизировало преемственность и обещало успех.
Жизнь колонистов не была легкой, особенно, в первое время после переселения. Причем это «первое время» могло исчисляться десятками лет. Люди вынуждены были жить во врытых в грунт землянках, которые, однако, строились не как попало, а были сориентированы по сторонам света. Это подтверждают первые постройки колонистов, найденные археологами при раскопках Керкинитиды, — именно так «пришельцы» назвали новый полис, причем о происхождении этого имени до сих ведутся споры ученых.
Считается, что уже в 70-е годы V века до н.э. поселение начинает приобретать городской вид: его обносят мощными крепостными стенами, внутри которых пространство разбито на кварталы. Урбанизация Керкинитиды завершает становление очередной греческой колонии в Северном Причерноморье.
С первых лет жизни общины неизбежно начинается процесс ассимиляции. Ведь основу коллектива переселенцев составляли молодые мужчины, по жребию выбранные от каждого дома метрополии или добровольно пожелавшие отправиться в трудный путь. Вполне естественно, что они вынуждены были искать себе жен из местного населения. Таким образом, метисация начинается почти сразу, что подтверждается наличием в самых первых археологических слоях скифской лощеной керамики, которую местные женщины могли принести с собой или изготовить в домашних условиях даже без применения гончарного круга.
Основу жилой застройки городских кварталов в V-IV веках до н.э. составляли трех- четырехкомнатные дома общей площадью около 100 метров, в которых проживала семья средней численностью 7-8 человек . В пору наивысшего расцвета в первой половине IV века до н.э. в городе насчитывалось около 280 домов, в которых проживало более 2000 человек. Это был типичный малый греческий городок или, как сейчас говорят, поселок городского типа. Правда, в наше время облик такого поселка сильно отличается от кварталов большого города. В Древней Греции было не так: если где-то в Ионии, да хоть и в Афинах, из городской среды изъять произвольный фрагмент в три сотни домов, то он практически ничем не будет отличаться от какого-нибудь крымского захолустья: благоустройство улиц, святилище, стадион, бани — все будет на своих местах!
C середины IV века до н.э. начался процесс подчинения Керкинитиды Херсонесу, который проходил, вероятно, в добровольно-принудительной форме. Иными словами, возможно, на первых порах Керкинитида еще оказывала некоторое сопротивление более сильным соседям и даже, судя по реконструкции оборонительных сооружений, готовилась к войне, но все усиливавшееся давление варваров не оставляло шансов небольшому городу защититься самостоятельно. Вхождение Керкинитиды в состав Херсонесского государства подтверждается и прекращением чеканки собственных монет. Однако вторжение в Северное Причерноморье сарматов и, соответственно, усиление давления скифов на приморские районы в Крыму привели к разрушению Херсонесской хоры, сельскохозяйственных угодий полиса, в первой трети III века до н.э. При этом Керкинетиде все же удалось выстоять. Но ненадолго: в середине II века до н.э. город перестал существовать. По состоянию городской инфраструктуры ученые пришли к выводу, что жители покинули его до того, как он оказался в руках скифов. Возможно они, почувствовав неладное, загодя перебрались в Херсонес.
После прихода скифов жилые дома были превращены в руины, а полученный таким путем строительный материал использовался для возведения новых построек. Это случилось примерно в 40-х годах II века до н.э. Но Керкинитиде повезло… в археологическом смысле слова. Скифы строили очень плохо, используя сырцовый кирпич бывших греческих зданий и имеющуюся в наличие глину. Сегодня от этих построек почти ничего не осталось. Зато археологи обнаружили хорошо сохранившиеся фундаменты и нижние ряды каменной кладки домов прежних хозяев города. Что же касается средневекового татарского Гёзлёва, возникшего на месте древнего полиса, то он строился несколько веков спустя немного в стороне от древней Керкинитиды и не затронул античных развалин.

 

2


Километрах в десяти от Евпатории на окраине грязелечебного курорта Саки расположился Международный центр экспериментальной археологии Кара-Тобе, что в переводе с татарского означает «черный холм». История этих мест также чрезвычайно богата событиями.
В конце II века до н.э. по просьбе херсонесцев, подвергавшихся беспрестанным атакам скифов, в Тавриду пребывают войска понтийского царя Митридата VI Евпатора под командованием Диофанта. Они изгоняют варваров и на месте скифского поселения строят крепость Евпатрион. Этим именем, означающим «рожденный благородным», много веков спустя назовут город, стоящий неподалеку.
В 63 году до н.э. после смерти царя Митридата VI греко-понтийские войска покидают Кара-Тобе. Скифы возвращаются на прежнее место и строят новый поселок, просуществовавший до I века нашей эры, когда под давлением сарматов они покинули Западный Крым.
Археологи пришли на Кара-Тобе в 1983 году и начали регулярные раскопки. Сегодня в центре раскопа можно видеть остатки башни-донжона (внутренней крепостной башни) понтийской крепости Диофанта, прежде двухэтажной, достигавшей высоты 7 метров. Вокруг нее находились казармы, где размещался гарнизон; перед башней был расположен квадратный двор, нечто вроде современного плаца. Возвратившись в Кара-Тобе после ухода греков, скифы разобрали казармы и прямо вокруг башни построили свои дома из необработанного камня и сырцовых кирпичей, от которых остались только небольшие фрагменты. В 2002 году из этих материалов была реконструирована скифская усадьба I века до н.э., состоящая из двух жилых помещений и внутреннего дворика с хозяйственными приспособлениями и утварью — наглядное свидетельство о быте оседлых скифов.
Интересно отметить, что Музей древностей Северо-Западного Крыма разместился в помещения бывшего объекта береговой обороны Черноморского флота времен холодной войны, просуществовавшего все 50-е годы прошлого века. Вначале шестидесятых он потерял стратегическое значение и был оставлен военными. В 2000 году заброшенные помещения были капитально отремонтированы, а сооружения реконструированы. Экспозиция музея составлена из предметов, найденных в результате раскопок греко-понтийской крепости и скифского городища. Второй этаж музея венчает смотровая площадка, с которой открывается великолепная панорама морского побережья до города Евпатории.

 

3


Расселение евреев в Крыму происходило одновременно с греческой колонизацией его прибрежных районов в период II-I веков до н.э. и, по-видимому, связано с ней. Это были, прежде всего, потомки изгнанных из Израиля и Иудеи в Вавилон и Ассирию евреев, переселившиеся затем в Малую Азию и на Кавказ. Самые ранние неоспоримые свидетельства миграции относятся к I веку нашей эры в Юго-Восточном Крыму, а в III-IV веках — в Херсонесе. В середине VII века Крым заняли хазары, что способствовало более активному распространению на его территории евреев, особенно, после принятия хазарской верхушкой иудаизма. В XIII веке полуостров заняли татаро-монголы, после чего он вошел в состав земель Золотой Орды как Крымское ханство со столицей в Бахчисарае. Завоевания тюрков и монголов способствовали ориентализации крымских евреев; значительная часть восприняла привнесенный на полуостров образ жизни и стала в повседневной речи использовать диалекты тюркского языка. После присоединения Крымского ханства к Российской империи в 1783 году, мало что изменилось. Особенно охотно восприняли восточные традиции караимы, и без того достаточно ориентированные на Восток.
Евпатория — исторический центр крымских караимов, хотя в наши дни караимская община города не превышает полутора сотен человек. В Старом городе на Караимской улице расположен духовный комплекс, состоящий из двух основных зданий — Большой и Малой кенас, караимских молельных домов, а также подсобных строений и нескольких уютных двориков замечательной красоты и ухоженности. Сегодня крымские караимы позиционируют себя в качестве отдельной религиозно-этнической группы тюркского происхождения, берущей начало от хазар, якобы исповедовавших караимизм как отдельную самобытную религию. При этом они в категорически отрицают какую бы то ни было связь с иудаизмом, подчеркивая, впрочем, свое неприятие всех традиционных религиозных книг за пределами Ветхого завета — и Талмуда, и Нового завета, и Корана. Следует участь, что такой позиции караимский истеблишмент придерживался не всегда. В России караимы заговорили о принадлежности к особой этно-религиозной группе только после указа Екатерины II, снимавшего с них все антиеврейские ограничения, а особенно, с приходом нацизма со своей стратегией окончательного решения «еврейского вопроса».
Новые теории лидеров крымских караимов безусловно противоречат данным традиционной науки. Известно, что караимизм появился в VIII веке на Ближнем Востоке как учение, отрицающее талмудическую традицию, преобладавшую к тому времени в еврейской среде. Эта тенденция имеет в иудаизме давние корни, идущие из глубины веков: от саддукеев единого Израильского царства через общину, оставившую свой след в части Кумранских свитков. В то же время невозможно отрицать этнической связи караимов с хазарами, несколько веков контролировавших степные территории Крымского полуострова. Но при этом все-таки нужно помнит, что, как явствует из знаменитой переписки хазарского кагана Йосефа с испанским вельможей еврейского происхождения Хасдаем ибн Шапрутом, хазары придерживались именно равинистического , т.е. талмудического иудаизма.
Настойчивое отрицание всякой связи с иудаизмом производит весьма странное впечатление на «незаинтересованного обывателя». Представьте себе верующего мужчину, молящегося на иврите в храме, построенном в соответствии реконструкцией знаменитого Храма Соломона, соблюдающего Субботу, свободно цитирующего ТаНаХ, да к тому же еще носящего древнее библейское имя… типа Моисей Самуилович — и при всем этом с жаром отрицающего свое еврейство!? Что бы вы подумали о таком человеке?
При всем уважении…
Да, при всем уважении!
Караимы сделали чрезвычайно много для Евпатории. Может быть, во многом благодаря им, ее старинный стиль выглядит сегодня столь привлекательно и неповторимо. Достаточно сказать, что в течение доброй сотни лет в XIX – начале XX веков должность городского головы в Евпатории занимали исключительно караимы, а на главной площади — Театральной — установлен памятник замечательному человеку Семену Эзровичу Дувану, караиму, в течение нескольких лет руководившему жизнью города.

 

4


По данным Краеведческого музея Евпатории к коренным народам Крыма относятся крымские татары, караимы, а также крымчаки — древняя этно-религиозная группа, исповедующая талмудический иудаизм и говорящая на крымчакском диалекте тюркского языка. Она с трудом насчитывает несколько сот человек по всему Крыму и всего нескольких представителей в Евпатории. Как в случае с караимами, невозможно однозначно отрицать их частично тюркское происхождение, но на самом деле этническая ситуация здесь выглядит даже еще более сложной. Дело в том, что сами фамилии крымчаков определенно указывают на происхождение их носителей — тюркское, ашкеназское, сефардское, итальянское: Бакши, Токатлы, Ачкинази, Мизрахи, Пейсах, Ломброзо, Анджело и т.д. Вероятно, различные группы евреев (да и не только евреев), переселившиеся в разное время в Крым, были ассимилированы крымчаками и стали органической частью крымчакской общины. В отличие от караимов, которых гитлеровцы считали отдельной, отличной от евреев нацией и, следовательно, не подлежавшей тотальному уничтожению, крымчаки были расстреляны осенью 1941 года вместе с остальными евреями в городе Карасубазаре, на Красной горке в Евпатории, во всех других местах полуострова, где они проживали около двух тысяч лет. В годы войны было уничтожено более трех четвертей этого небольшого народа, и оставшееся их количество, по мнению ученых, уже вряд ли восполнит образовавшуюся этническую пропасть в условиях все прогрессирующей ассимиляции.
Некоторые караимы и крымчаки, не желающие утратить свою национально-религиозную идентификацию и выбирающие репатриацию в Израиль (а им такое право предоставлено еврейским государством), предпочитают не слишком педалировать рассказы о своих тюркских корнях, а наоборот, подчеркивают свою связь с еврейством. Те же, кто остается на местах традиционного проживания, особенно громко позиционируют себя как некую особую этническую общность, разумеется, сдабривая свои декларации ссылкой на некие научные исследования.
Среди крымчаков в разные века и годы выдвинулись выдающиеся общественные деятели, военачальники, ученые, писатели. Более других широкой публике известны генерал армии, Герой Советского Союза Владимир Колпакчи, советский поэт Илья Сельвинский, цыганская певица, народная артистка РСФСР Раиса Жемчужная (Рива Пурим). Автор этих строк был лично знаком с замечательным поэтом, писателем, правозащитником, крымчаком Александром Петровичем Ткаченко (1945-2007), автором книги «Сон крымчака или Оторванная земля» (2007).
О чем эта книга? О Крыме и его людях: прежде всего, конечно, о крымчаках, но также и о караимах, крымских татарах, русских, украинцах, евреях, греках, армянах… («Неважно, кто ты по национальности, — пишет А.П. Ткаченко. — Если ты чувствуешь себя жителем Крыма, ты им будешь. Важно, какой ты человек».) В книге собраны и сплетены в невероятном узоре легенды и документы истории, рассказы, воспоминания, анекдоты, «байки», сны. Недаром выдающийся российский философ Георгий Гачев назвал ее «Книгой Народа», — книгой уходящего народа, добавим от себя, — его нетленным памятником.
«Крым для больших государств всегда был маленьким, а для маленьких большим, — размышлял А.П.Ткаченко. — Отсюда и вечный вопрос о принадлежности кому-то. По-моему, неразрешимый. Одно знаю, если бы Крыму был дан покой и относительная независимость, он был бы всегда той райской землей, какой она была время от времени, когда ее не теребили и не соблазняли. Целесообразность жизни всегда побеждала конструктивистские подходы пришлых народов, и Крым цвел, процветал, давал людям свои пляжи и виноградники, свое море, горы и степи…»
Но такое, право же, в истории случалось не часто.

 

На фото:
Кара-Тобе. Археологические раскопки крепости Евпаторион (II век до н.э.)