Забытые годы

 

VillaR 543x800Виллу Рено, точнее, то, что от нее осталось сегодня, я впервые увидел летом 2017-го. Хотя странно: мы частенько наведывались в Комарова с 1994 года, и, несмотря на немалые знакомства в числе насельников Дома творчества писателей и местных жителей, даже не слышали об этом удивительном месте.
Тогда же, в июне нынешнего года мне в руки попал роман Натальи Галкиной «Вилла Рено», вообще-то написанный довольно давно, в 2003-м, тогда же ставший «финалистом» в номинации на премию «Буккер». Но речь идет о переиздании 2012 года, которое мне порекомендовала приобрести директор музея Комарово, автор послесловия к этой книге Ирина Снеговая.
В центре повествования история, связанная с послереволюционными событиями на Карельском перешейке, когда после обретения Финляндией независимости ее граница с Советской Россией стала проходить в районе нынешней станции Солнечная и, соответственно, все, что к северу стало «заграницей», в том числе и Келломяки (теперь Комарово). Там-то и размещалась вилла Рено, построенная известным питерским отельером бельгийского происхождения Эмилем Рено, дальним родственником французских автомобильных королей. Недавние дачники из пансиона на вилле в одночасье превратились в беженцев, часто не имевших при себе ни необходимых документов, ни даже теплых вещей, чтобы пережить холодные северные зимы. Некоторые отчаянные головы, рискуя жизнью, пробирались по льду Финского залива в Петроград, чтобы тайно проникнуть в свои собственные квартиры и забрать какие-то необходимые и особенно дорогие им вещи. Драматизм ситуации еще усилился, когда на Вилле Рено появился ученый с мировым именем, нобелевский лауреат академик Петров (И.П. Павлов).
С самого начала, но все более активно, в повествования вплетается еще одна сюжетная нить: съемки современной картины о последних годах жизни академика и женитьбе его старшего сына Владимира Ивановича на Татьяне, дочери управляющей Виллы Рено Ванды Федоровны. Кинематографисты и их окружение в Комарово 90-х годов представлены в ярко сатирических, порой даже фарсовых тонах. Такое сочетание трагической и фарсовой линий в одном произведении — весьма сложная задача для писателя. Отдельные эпизоды, особенно, «трагической линии» написаны блестяще. Вообще в книге нет и тени некой пресловутой авторской отстраненности, автор выглядит полноценным участником событий (да она и есть участник событий как давний житель и знаток Комарова). Но в «фарсовых сценах» ей не всегда удается избежать «переборов». Наталья Галкина — очень хороший писатель, но все ж не Гоголь.
Однако дело в том, что в повествовании имеется и третий пласт — «лишние сведения», как обозначает его автор. Иными словами, это информация, имеющая отношение, часто лишь косвенное, но очень существенное, к жизни академика Петрова, которую собирает и систематизирует «исторический консультант» фильма и по мере необходимость выкладывает перед его создателями, ну то есть, конечно, и перед нами. Часто это потрясающие, иногда малоизвестные факты о жизни двадцатых-тридцатых годов прошлого века, о палачах и их жертвах, о святых и доносчиках, замечательных мыслителях и человеческом мусоре. Может, кому-то эти факты действительно могут показаться лишними, но в книге Натальи Галкиной они органичны и необходимы как приправа, благодаря которой блюдо приобретает наконец вкус законченного творения. Иногда эти страницы потрясают сами по себе, даже вне контекста романа…
Сегодня на месте старого парка «экологическая тропа». После многих лет разрушений и пожаров, часто умышленных, от Виллы Рено не осталось ничего, может быть лишь ступени лестницы, фундамент беседки, фрагмент фонтана. Но даже и парк с живописным водным каскадом, большим прудом и островом на нем, обширным столетним ельником, муравейниками в человеческий рост, запахом близкого моря, диковинным, ни с чем несравнимым ощущения человеческого счастья и отчаянья, производит сильное впечатление…
А на взгорье, на углу Морской улицы и Большого проспекта, в том месте, где собственно и находилась Вилла Рено, теперь возводят очередной «новодел» под названием «Дача»…
Кто это там говорил про чередование трагедии и фарса в истории?..