Леонид Гомберг
Поиск по сайту...
Леонид Гомберг
Леонид Гомберг

Жизнь раввина — судьба народа

Книга раввина московской синагоги на Большой Бронной Ицхака Когана «…Горит и не сгорает», (М.-Киев, 2011) — событие, по своему значению далеко выходящие за пределы воспоминаний одного отдельно взятого частного лица. В ней представлена судьба человека, посвятившего себя возрождению еврейской  религиозной жизни в России, почти полностью уничтоженной советским режимом к середине 60-х годов прошлого века.

Именно тогда ее герой (он же — автор), в ту пору совсем еще молодой человек, начал свою активную деятельность в Ленинграде. И  произошло это совершенно естественно, ибо к этому подвигло юношу его семейное воспитание и домашнее образование, полученные им наперекор господствовавшей тогда в обществе атеистической бессмыслице.

Раввин Коган подробно пишет о своих родителях, считавших своим священным долгом вести традиционный еврейский образ жизни, когда на каждом шагу приходилось преодолевать препятствия, чинимые всем существующим порядком вещей. Он пишет о своем деде, положившим свою жизнь за то, что сегодня кажется нам совершенно естественным, — за право и возможность иметь пачку мацы к празднику Пейсах. Он пишет о своих учителях, верующих евреях старой закалки, хранивших народные традиции вопреки самым лютым преследованиям властей, даже под угрозой смерти.

Постепенно юноша, напряженно размышлявший о судьбе своего народа, взрослеет, обретает опыт и уверенность в правоте своего дела. Он становится стержнем, вокруг которого из кучки растерянных людей, только еще начавших осознавать себя личностями, формируется община, готовая отстаивать свои права. Ицхаку Когану удается сделать, казалось бы, невозможное: он постепенно обеспечивает еврейский Ленинград, а затем и почти всю страну кошерным продуктами — сперва мясом птицы, а потом и говядиной.

В книге есть еще один герой, который занимает в повествовании особое место, ибо он стоит за каждым поступком Ицхака Когана. Это VII Любавичский Ребе Менахем Мендл Шнеерсон, которому, собственно, и принадлежит идея создания этой книги, о чем рав Коган пишет в своем обращении к читателям. Связь с Ребе через посредников сложилась у Когана еще в Ленинграде, но их личное знакомство состоялось в 1986 году сразу после приезда семьи в Израиль.  Именно Ребе стал инициатором возвращения Ицхака Когана в Москву, где раввин стал одним самых видных созидателей еврейской религиозной жизни на новом этапе истории страны.

Конечно, практика иудаизма занимает в книге раввина Когана принципиально важное место. Мы встречаем в ней  фантастические подробности, например, о кошерном забое оленей или спасении еврейских детей из Чернобыльской зоны. В то же время книга несет и серьезный общечеловеческий смысл, ибо речь в ней идет о том, как много может сделать один человек, если им движет высшая идея освобождения своего народа из мрака неверия, причем идея эта — не некий абстрактный символ добра и справедливости, а повседневный образ жизни.

Книга «…Горит и не сгорает» весьма сложно организована, что, впрочем, только способствует адекватному восприятию этого многослойного произведения. Она разделена на пять глав, посвященных определенным темам по периодам в жизни автора и соответственно озаглавленных — «Ученик», «Инженер», «Отказник», «Шойхет», «Израильтянин», «Посланник», «Строитель».  Заключение («Раввин») содержит  беседы р. Ицхака Когана, затрагивающие некоторые проблемы годичного цикла еврейских праздников. Внутри глав прослеживаются «сквозные рубрики»: «Из истории хасидизма» — некоторые ключевые моменты Любавичского движения ХаБаД; «Судьба» — истории жизней близких раввину Когану людей, в том числе и его жены Софы; «Свидетельство очевидца» — рассказ о некоторых событиях жизни автора глазами его друзей и соратников. Такое построение материала придает книге содержательный объем, превращает субъективные  мемуарные зарисовки в историческую повесть.

Книга раввина Когана великолепно издана («Еврейская библиотека Объединенной Еврейской общины Украины» и киевское издательство «Феникс»). Декорированная под шелк обложка с золотым тиснением, отличная мелованная бумага, обилие качественных фотоматериалов придают ей вид настоящего подарочного альбома. Хотелось бы, чтобы это уникальное издание стало достоянием как можно большего числа читателей.

2011 

{jcomments off}