Трагедия Отто Вейнингера

 
Veining"Пол и характер" Отто Вейнингера одна из самых противоречивых книг в истории научной мысли: с одной стороны, она предвосхитила постановку многих проблем психологии XX века, часть которых, к слову, не нашла своего удовлетворительного решения и поныне, особенно, в России; но, с другой стороны, ее яркий антифеминистский и антиеврейский пафос, казалось, навсегда должны были бы поставить и саму книгу, и ее автора вне рамок цивилизованной науки. Недаром идеи Вейнингера активно использовались нацистской пропагандой как доказательство неполноценности евреев и их ненависти к самим себе. 
 
Единая сущность природы человека
Всякий, кто дал себе труд внимательно вчитаться в первые главы Пятикнижия Моисея (еврейской Торы), с непременным удивлением должен был обнаружить некоторые "неувязки" в тех местах повествования, где речь идет о Сотворении человека. При  сообщении о сотворении рыб, пресмыкающихся, птиц и животных, в тексте всякий раз упорно повторяются одни и те же слова: "по роду их". На этом основании было сформулировано всеобщее правило "лемино" - закон разделения и не смешения видов в природе. Важно помнить, что "мин" на иврите означает не только "биологический вид", но также "пол" и "секс".
В рассказе о Сотворении человека о "лемино" не говорится ничего. Сказано только, что Бог принял решение сделать человека "в образе Нашем как подобие Наше" (Быт. 1:26). И действительно осуществил Свое намерение, о чем в тексте Писания сообщается особо: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчиной и женщиной сотворил их". (Быт.1:27-28). Из смысла приведенных здесь стихов ясно: Бог сотворил человека (адам) как некое единое существо, причем сотворил в двух ипостасях - мужской и женской (захар-у-некева).
Дальнейшее изложение Книги Бытия в полной мере подтверждает это соображение. Мы узнаем, что уже сотворенное человеческое существо, адама, Бог перемещает в сад Эдена, своеобразную экспериментальную лабораторию, возможно, устроенную специально для становления человеческой самости. Там Бог производит разделение плоти человека (адам) на мужчину и женщину, которые теперь именуются "иш" и "иша". Следует учесть, что разделение это отнюдь не окончательно, ибо сказано: "Оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и станут они одной плотью" (Быт.2:24).
Эти всеобъемлющие идеи сущности человеческой природы, о которых повествует нам Книга Книг, имеют фундаментальные биологические и психологические последствия, даже сегодня, спустя несколько тысячелетий, представляющиеся малопонятными и едва ли не крамольными. Впрочем, еще на заре нашего века молодой австрийский философ и психолог Отто Вейнингер писал: "Мужчина и женщина вместе только и составляют человека".
 
Половое многообразие
Отто Вейнингер родился в 1880 году в состоятельной семье австрийских евреев. Изучал философию, биологию и математику в Венском университете. В 1903 году вышла в свет его знаменитая книга "Пол и характер", имевшая громкий успех в Австрии и Германии. С 1907 по 1914 год она выдержала в России девять изданий. Понятно, что в нашем светлом коммунистическом вчера о переиздании книги Вейнингера не могло быть и речи. Но странное дело: даже сегодня, когда уже вытащили на белый свет, кажется, всех полузабытых, забытых, да и вовсе никому не известных авторов, о Вейнингере почти не говорят, его книги и идеи не востребованы. Впрочем, это можно понять: взгляды Вейнингера, конечно, скандальны, но идеи его подчас глубоки и нетривиальны, психологические наблюдения убийственно точны, смысл его постулатов не лежит на поверхности и требует углубленного внимания. Все это далеко уводит сочинения австрийского философа от скабрезных анекдотов о "педиках" и лесбиянках, особенно популярных среди нашей публики.
Исследование Вейнингера состоит из двух неравных по объему частей - биолого-психологической и психолого-философской. Именно в первой, меньшей по размерам части, которая называется "Половое многообразие", по нашему мнению, высказаны наиболее значительные мысли автора.
Собственно, революционные идеи книги Вейнингера могут быть в значительной мере определены следующим его тезисом, который философ берет за отправную точку своего исследования: "…Мужчина и женщина являются как бы двумя субстанциями, которые в самых разнообразных сочетаниях распределены на все живые индивидуумы, причем коэффициент каждой субстанции никогда не может быть равен нулю". Иными словами, в природе не существует мужчины и женщины в чистом виде, напротив, человеческое существо есть некий синтез мужского и женского начал, которые в каждой отдельной особи распределяются в той или иной количественной пропорции.
Отсюда прямо вытекает другая фундаментальная идея книги Вейнингера, которую он определил как закон полового притяжения: "Для полового соединения всегда сходятся совершенный мужчина и совершенная женщина, хотя и расчлененные в каждом отдельном случае на два различных индивидуума в разнообразных сочетаниях". В глобальном смысле этот закон хорошо иллюстрирует идеи и образы Священного Писания, рассмотренные нами выше, где идеальное соитие представлено нам в виде человека (адама), который был впоследствии разделен на "иш" и "иша" - Адама и Хаву.
Закон полового притяжения, открытый Вейнингером, иллюстрирует фундаментальные основы человеческой природы; он говорит о том, что всякое существо, именуемое человеком, пытается пропорционально дополнить себя свойствами женственности (Ж) или мужественности (М), не достающими у него самого. "Половое притяжение сильнее всего в тех случаях, когда у одного индивидуума столько же М, сколько у другого Ж", - пишет философ.
Из этой формулы, - а Вейнингер детерминирует свои законы в виде формул, - следует неизбежный вывод: так называемые половые извращения - миф, ибо всякий индивидуум в той или иной мере наделен "обратным половым влечением". Более того, философ полагает, что любое человеческое существо изначально бисексуально, то есть имеет половое влечение как к мужчине, так и женщине, и лишь с течением времени приходит к половому единообразию - гомосексуальному или гетеросексуальному.
Гомосексуальность, по Вейнингеру, не означает неполного развития или слабой дифференциации пола, - он вообще не считает ее аномалией, а причисляет к половым свойствам "средних сексуальных ступеней", которые представляются ему не только объективно существующими, но и вполне закономерными. "На основании моей теории все существа в одно и то же время и гомосексуальны, и гетеросексуальны", - подытоживает свои рассуждения философ.
Напомню: эти идеи Вейнингера были опубликованы в 1903 году. Должны были пройти многие годы, прежде чем мировая психологическая наука выработала эту точку зрения как общепринятую. Не будем забывать также, что всего около десятка лет назад в уголовном кодексе СССР была статья, карающая "за гомосексуализм".
 
Женский психологический тип
Вторая часть исследования Вейнингера называется "Половые типы" и посвящается противопоставлению мужского и женского начал как внутри человеческого индивидуума, так и в природе и даже во Вселенной. Философ, конечно, не отрицает того очевидного факта, что, не смотря на наличие переходных половых форм, каждый человек, в конечном счете, является либо мужчиной, либо женщиной. При этом женское начало (в самом всеобъемлющем значении этого понятия), носителем которого в природе является женщина, подвергается с его стороны глубочайшей обструкции. Женский психологический тип, по мнению Вейнингера, в основном определяется двумя исходными свойствами - сводничеством и истеричностью. Оба эти фактора обуславливают поведение женщины в ее стремлении к единственно реальной и желанной цели - половому акту как таковому. "Потребность лично участвовать в половом акте, - пишет Вейнингер, - является самой жгучей потребностью женщины, но это только частный случай ее глубочайшего, ее единственного жизненного интереса, направленного на половой акт вообще, частный случай ее желания, чтобы этот акт совершался возможно чаще, безразлично кем, когда и где".
Микрокосм человеческого индивидуума отражает, по Вейнингеру, глобальные процессы вселенского масштаба, являясь в свою очередь ареной борьбы добра со злом, - "это есть отношения свободы и необходимости, отношение между "что-то" и "ничто", отношение Бога к черту". Воплощением такого "падения из вечного бытия в преходящую жизнь" является женское начало человека и человечества: "абсолютная женщина, которая лишена индивидуальности и воли, которая не причастна к вечной ценности и любви, совершенно исключена из того высшего, трансцендентного, метафизического бытия…" "У женщин нет ни существования, ни сущности, они не существуют, они - ничто".
Увлеченный развитием своих идей Вейнингер входит в противоречие со своей же теорией половых форм, согласно которой их единство есть по существу обратная сторона их многообразия, а, следовательно, женское есть по существу частный случай мужского, часть мужского, отчлененная Всевышним для выполнения определенной психолого-социальной функции и подлежащая обязательному возвращению в исходное положение. 
"Мужское и женское начала присутствуют во всем Творении. И человек в Мысли Бога сотворен… мужчиной и женщиной вместе… Женщина взята от мужчины - именно та, в недрах человеческого существа которой возможно осуществить соединение мужского (Бога) и женского (Мира). В этом соединении - одна из завершающих ступеней Творения", - пишет в этой связи современный комментатор Торы Борис Берман. 
 
Еврейство как женская составляющая человечества
Важной частью психолого-философской системы Отто Вейнингера предстает еврейство, которое автор трактует как категорию этико-психологического, а отнюдь не этнического содержания. По мнению философа, на социально-психологическом уровне "еврейство" соответствует категории "женственного" и противостоит "арийству" подобно тому, как "женственное" противостоит "мужественному" на уровне биолого-психологическом. Отсюда прямо вытекает тезис о тождественности "еврейского" и "женского": "…Соответствие между женщиной и еврейством кажется прямо необычайным. Аналогии в этой области до того поразительны, что представляется возможным проследить их необычайно далеко".
В чем же это выражается конкретно? Разумеется, в отсутствии чувства собственного достоинства, а, следовательно, и самоценности. "Как нет в действительности "достоинства женщин", так и немыслимо представление о еврейском "gentleman". "…Истинный еврей, как и истинная женщина, лишен собственного "я", а потому он лишен и самоценности".
Далее аналогия распространяется и на феномен сводничества, лишенный впрочем, какого бы то ни было бытового содержания, а понимаемый лишь на этико-психологическом уровне. "Сводничество есть не что иное, как уничтожение границ, - пишет Вейнингер, - а еврей - это разрушитель границ. Он является полярной противоположностью аристократу. Еврей - прирожденный коммунист". Досадная банальность! Собственно, традиционное обвинение евреев в особой приверженности к коммунизму не ново, и приоритет в этой области, конечно же, Вейнингеру не принадлежит.
А вот еще одно "жизнестойкое" рассуждение австрийского философа, перекочевавшее затем в геббельсовские брошюры: "В еврее прежде всего наблюдается известная агрессивность… Он подобен паразиту, который в каждом новом теле становится совершенно другим, который до того меняет свою внешность, что становится иным, новым животным, тогда как он остается тем же. Еврей ассимилируется со всем окружающим и ассимилирует его с собою, при этом он ничему другому не подчиняется,  а подчиняет себе это другое". 
Надо заметить, что еврейство рассматривается Вейнингером не только в социально-психологическом, но и в религиозном и даже в историческом аспектах. При этом особенно ясно обнаруживается нарушение всякой логической связи, ибо сопоставляются совершенно непригодные к линейному сравнению категории.  Вейнингер странным образом расширяет понятие "еврей", выводя его из присущей ему этнологической сферы и абсолютно некстати, минуя всякие правила не только диалектического, но и просто логического мышления, строит бессмысленные псевдопары: еврей - и женщина, еврей - и "ариец", еврей - и аристократ, еврей - и христианин.
Как только Вейнингер выходит из области чисто биологических и психологических знаний в сферу прикладной науки (например, расовой антропологии) и тем более касается социальной проблематики, как тут же обнаруживается, что само время расставило его идеям жесткий капкан. Вейнингер вполне серьезно утверждал: "…Сионизм является отрицанием еврейства, которое по идее своей стремится распространиться на всю поверхность земного шара. Вот почему еврейского государства никогда не было, никогда и быть не может". Внеисторическое мышление приводит Вейнингера к серьезной ошибке, которая заключается в непонимании особенностей судьбы еврейского народа - сочетания его диаспорной и государственнической психологии. Да что там говорить об абстрактной историко-психологической перспективе: государство Израиль существует сегодня и существует вполне реально! 
Но даже в разделе исследования, посвященному рассмотрению феномена еврейства, полному тенденциозных, а порой и нелепых заключений и выводов, все же имеется немало точных наблюдений и интересных суждений. В основном это касается радикальной и едкой критики теории дарвинизма.
Впрочем, книга Вейнингера имеет одно чрезвычайно важное достоинство: потрясающую искренность, которая, по-видимому, дается философу ценой невероятных умственных и нравственных усилий. "Кто ненавидит еврейскую сущность, тот ненавидит ее прежде всего в себе самом", - так писал Отто Вейнингер. Всеми своими незаурядными душевными силами, всем смыслом своего существования и творчества он пытался преодолеть в себе еврея. Он писал: "Свой грех я только тогда могу понять, когда его не совершаю… Поэтому я не могу понять жизни, пока нахожусь в ней… Только смерть может показать нам смысл жизни".
Антисемитизм Вейнингера мог бы перерасти в банальный фарс, но стал трагедией. В 1902 году Отто Вейнингер получил степень доктора в Венском университете и едва ли не в тот же день принял христианство. Но он оказался таким же плохим христианином, каким никудышным евреем был прежде. В следующем году сразу же после выхода книги "Пол и характер" молодой ученый покончил жизнь самоубийством.        
1998