Дыхание и страсть

Константин Симун (1934-2019). 

"Разорванное кольцо" - признанный шедевр не только российского, но и мирового искусства


Simyn

Писать о скульпторе Константине Симуне очень просто и неимоверно сложно - одновременно. Его судьба - это дорога обычного еврейского парня из ленинградской коммуналки - со всеми ее нехитрыми удачами и передрягами. Но в то же время жизнь мастера переполнена такими крупными человеческими страстями, такой неистовой борьбой за свою самость, которые по плечу разве что мощному таланту, отдающему себе отчет, зачем он родился на свет. Его отец Михель Симуни работал на обувной фабрике, но как бывший БУНДовец подвергался постоянным репрессиям и даже сидел в тюрьме; мать, Миля Гайцгори - бухгалтер, отдавшая все силы творческому становлению и совершенствованию сына.
Рисовать Константин начал еще в школе, занимался в скульптурном кружке Дома пионеров. Потом поступил в 7 класс средней художественной школы при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, где проявлял незаурядные способности. В 1951 году, получив аттестат, попытался поступить в институт, да где там - "не прошел по конкурсу" - борьба с безродными космополитами весьма ограничивала возможности таких, как Костя Симун. Пришлось довольствоваться ЛХПУ (Ленинградским художественно-педагогическим училищем) им. В. Серова. Однако через пару лет, после вторичного провала в "Репинке" ему совершенно случайно удалось поступить в Кунст-институт Таллина на скульптурный факультет. Параллельно, для заработка, он устроился бутафором в Таллинский русский драматический театр. Но случилось несчастья: во время работы на станке ему отрезало три пальца правой руки. Невеселое начало карьеры скульптора!
Вскоре с помощью матери ему удалось добиться перевода в Ленинград, в Институт им. Репина на третий курс. Все-таки времена начали меняться.
"Творческий перелом" произошел несколько позже, когда во время работы с натуры перед молодым скульптором стало открываться бесконечное пространство вселенной искусства. "…И чем дальше работал, - писал он, - тем больше завораживало меня открывающееся пространство; я испытывал необыкновенную радость, восторг".
Его работы перестали принимать в институте, критиковали "за формализм" и вскоре оставили на второй год… без стипендии. Прошел еще год, и его, только набиравшего полет юношу, исключили из института "за упорное нежелание подчиняться требованиям школы при работе со скульптурным этюдом".
kolsoПолное отчаяние заставила молодого мастера обратиться в скульптурную секцию Ленинградского отделения Союза художников (ЛОСХ), после чего было организовано выездное бюро в мастерскую Репинского института. Симуна восстановили и даже выделили материальную помощь.
Пройдет еще несколько лет, и в 1960 году Константин Симун будет принят в ЛОСХ и получит свой первый официальный заказ - бюст Маяковского, который, впрочем, был принят художественным советом только после многочисленных выездных комиссий.
Скульптор уверенно шел своей дорогой, что вряд ли радовало начальство.
Однако с помощью матери ему удалось приобрести мастерскую в Ленинграде. Теперь он много работает с натуры: ему позируют врачи из соседней больницы, продавщицы из ближайшего продмага, матросы и солдаты, проходящие службу неподалеку. Теперь это был уже зрелый мастер, способный сказать свое веское слово в профессии.
Он всерьез занимается живописью, все больше работает с нетрадиционными материалами: листовой медью, сварной сталью, керамикой с глазурью…
brodskijОсенью 1965 года Константин Симун становится участником проекта "Зеленый пояс Славы", посвященный обороне Ленинграда в годы войны. На Вагановском спуске у Ладожского озера, где во время блокады проходила Дорога Жизни, ему предстояло соорудить памятник…
"Выйдя из машины, я увидел дорогу из розового булыжника, уходящую под воду, линию горизонта - серые вода и небо - и параллельную ему полосу унылого берега… Я молчал, но когда сели в машину я уже знал решение памятника, мгновенно. В тот же день сделал модель из пенопласта…"
Уже через год в Институте полупроводников им. А. Иоффе прошла первая персональная выставка К. Симуна, где впервые была показана модель памятника. А в октябре 1966-го состоялось его открытие на берегу Ладожского озера.
"Разорванное кольцо" К. Симуна - признанный шедевр не только российского, но и мирового искусства. Он олицетворяет духовную мощь и победу народа-титана, но в то же время - и плохо закольцованную дорогу его судьбы, которая не завершится, как хотелось бы и как, казалось, должно быть.
В 70-е - 80-е Симун принимает участие в выставках авангарда - "Одиннадцати" (1972) и "Девяти" (1976) в Выставочном зале Союза художников на Охте, "Четырнадцати" - во Дворце молодежи, - часто единственный скульптор среди живописцев. Он ставит надгробные памятники на кладбищах поэту Л. Аронзону ("Памяти жертв 9 января"), отцу М. Д. Симуни (в Сестрорецке), ученому-физику и коллекционеру авангарда А.Ф. Чудновскому (в Репино) и другие.
Однако новая трагедия резко меняет жизнь скульптора. В 1988 году в США умирает его сын Вадим, и Симуны едут на похороны сына, но потом остаются в Америке растить осиротевшую внучку.
Продолжая работать с нетрадиционными материалами деревом, поролоном, пластиком, в том числе, пластмассовыми бутылками, Симун создает в США новые шедевры: "Узники жизни", "Мадонны", "Пиеты" и другие; он успешно работает с бронзой. Кажется, только теперь его талант был оценен публикой и критиками в полной мере.
"Константин Симун - это тот редкий тип художника, который может воспринимать смысл окружающего его мира только через работу, - писал американский арт-критик Кен Шульман. - Он фактически не обращает внимания на моду… Ни теория, ни амбиция, ни привычка не управляют им. По сути, ему необходимо работать с материалом - так же, как нам необходимо есть, дышать или спать".
Вначале 90-х в Парке скульптур Де-Кордова музея (Массачусетс) была установлена колонна "Тотем: Америка" по договору на два года, но она стала одной из самых популярных работ музея, простояла девять лет и была демонтирована, поскольку пластиковые детали композиции стали разрушаться под воздействием окружающей среды.
ZykovВ 1991 году Константин Симун приезжает в Россию на свою персональную выставку "Люди города" в Мраморном дворце Санкт-Петербурга. Спустя еще несколько лет на выставке в Русском музее "50 лет Победы" бронзовый "Маршал Жуков" становится настоящим культурным открытием. Возвращение скульптора в новую Россию было триумфальным. Лучшие музеи страны приглашали мастера участвовать в престижных выставках. Так в 2004 году в Строгановском дворце Русского музея с успехом проходит персональная выставка Симуна, а 2007-м - выставка "Дорога жизни" в Доме национальностей в Москве, где "Разорванное кольцо" стало лейтмотивом экспозиции…
Творчество Симуна понять не просто, как и его дорогу к Олимпу. Каждое его произведение - модель в самой малой степени, но это почти всегда - метафора, за которой, впрочем, если вглядеться и вдуматься, выглядывает до оторопи ясный смысл, пусть и помноженный на неординарное видение мастера, сопротивление с трудом покоренного материала, особое понимание места (или неуместность) человека на земле. Это всегда предметный урок, жизненно важные итоги которого сформируются не здесь и не сейчас.