Леонид Гомберг
Поиск по сайту...
Леонид Гомберг
Леонид Гомберг

 

 

Время находить

 

 

Михаэль Коган «Введение в мудрость Торы. Время терять и время находить» (Ростов-на-Дону, «Феникс»; Краснодар, «Неоглори», 2010). 

 

Книга составлена по материалам лекций и семинаров, которые в течение нескольких  лет вел автор в еврейской общине Дюссельдорфа. 

М. Коган родился в Молдавии, в Ленинграде получил диплом инженера, а в Москве, закончив Театральное училище им. Щукина, — и режиссера драматического тетра. Много и успешно ставил спектакли в разных городах России, преподавал в театральных вузах. В Израиль уехал в 1991 году. Как и многим новым репатриантам из СССР, ему пришлось поработать сторожем, рабочим сцены, потом, подучившись языку, — экскурсоводом… Но главное, с огромным трудом приходилось отдирать от себя идеологическую заразу, оставшуюся в наследство от прошлого. «Когда коммунисты пришли к власти, — рассказывает М. Коган в своей книге, — и начали строить свое светлое будущее, их главными врагами оказались капиталисты и служители всех религий. …Как зарывали синагогу в моем родном городе, я хорошо помню. Нашим «воспитателям» довольно легко удалось внушить всем, что религия — удел убогих. Здоровому, образованному человеку она ни к чему. Поэтому вместо уютной синагоги с цветными витражами появился спортивный зал… Все это нормально укладывалось в рамки моего школьного воспитания. Вот только одного я никак не мог понять: почему вся мировая культура — литература, музыка, живопись — «эксплуатирует» по существу только две темы — любовь и религию. Особенно, непонятно было с религией  — «прибежищем убогих и сирых»!»  

Впрочем, Коган всерьез интересовался иудаизмом еще в России, учился в московской иешиве и приехал в Израиль, уже соблюдающим еврейские традиции. Все эти годы его не оставляла мечта продолжить религиозное образование. И вот преодолев невероятные трудности, и не только языковые, но и ежедневные автобусные путешествия из Бат-Яма в Иерусалим, пятидесятилетний репатриант окончил учебу на раввина и получил диплом — «смиху» и направление на работу в Германию.  

Основу книги раввина Михаэля Когана составляют его рассказы о недельных главах Торы, которые составляют 54 очерка по количеству недель в году.

Казалось бы, форма и содержание книги диктуют ее назначение — изучение текста Священного писания евреев, — и это, несомненно, так. Но на самом деле возможности книги куда шире: ее можно читать как занимательную социально-психологическую повесть. Кроме основ религии иудаизма, любопытный читатель получит много специфических сведений о жизни древнего народа Израиля. Как был устроен Мишкан — передвижной Храм, сопровождавший евреев в их многолетних странствиях по пустыне? Как одевались священники? Какие жертвоприношения приносили Всевышнему? Как проходила перепись населения? Каким образом формировалось «законодательное уложение» — Галаха? Книга поможет читателю понять цели и средства не только великих вождей, таких как Моше и его брат Аарон, но и бунтарей, вроде Кораха или Михи, а также простых людей, имена которых не сохранила библейская традиция. Он узнает многое из этнологии и истории, основ Каббалы и еврейской этики, природы и архитектуры древнего и современного Израиля.

При этом о событиях многотысячелетней давности Михаэль Коган рассказывает так, будто они произошли совсем недавно, и мы все принимали в них живейшие участие. 

«Мы так отвыкли от собственного дома, — пишет раввин Коган, — что возвращение для нас еще более обременительно, чем бездомность. Вот и скитаемся. Но если вы держите в руках этот текст, значит, вы уже начали путь. И возможно, уже открыли Сидур или Тору… Пока вы смотрите на страницу слева — туда, где перевод. Но знайте: перевести взгляд направо, на ивритский текст — одно мгновение. Для кого-то оно длится год, для кого-то — десять лет. Но это обязательно произойдет. И тогда вы, наконец, окажитесь у себя дома».  

В то же время книга раввина Михаэля Когана — серьезное теософское сочинение, которое обязательно привлечет внимание заинтересованного читателя. Не сомневаюсь, что книгу «Введение в мудрость Торы. Время терять и время находить» с интересом прочтут, как специалисты в области теории и практики иудаизма, так и люди, только еще делающие первые шаги в изучении еврейской религии.