Леонид Гомберг
Поиск по сайту...
Леонид Гомберг
Леонид Гомберг

Голос Земли

Два века библейской археологии

 

 

Библейская археология начиналась в Месопотамии.

Связь  Месопотамии с Библией несомненна: в Книге книг упомянуты многие топонимы, названия городов, которые существовали несколько тысячелетий назад, — от них теперь остались только руины, покрытые многовековым мусором, пеплом, землей.

Из Месопотамии, как свидетельствует Библия, происходил Авраам. Там жили его предки. Там он провел долгие годы своей жизни, потерял брата, потом отца, обрел жену.

Двуречье, земля Шеннар издревле привлекала внимание путешественников, историков, археологов. Важные свидетельства о Месопотамии оставил греческий историк Геродот, путешествовавший там еще в V веке до н.э. Развалины древних городов фиксировал на своем пути средневековый путешественник Вениамин из Туделы, побывавший в Месопотамии около 1170 года. Он приметил развалины древнего библейского города неподалеку от Аль-Мацала, современного Мосула в Ираке, который, по словам Вениамина, «расположен на берегу Тигра и соединяется мостом через реку с древней Ниневиею, от которой хотя остались одни развалины, однако там видно еще много деревень и населенных мест».

 

 

1.

Особое внимание первых исследователей нового времени привлекала Ниневия, возможно, потому что этот город не просто упоминается в Пятикнижии, как многие населенные пункты и земли, — его проклинают библейские пророки, более того, в Книге пророка Ионы Ниневия выступает как арена важных событий.

Поиск Ниневии обернулся настоящей эпопеей, многие эпизоды которой носили драматический характер. Время начала раскопок в районе Мосула иногда считают датой рождения археологии: 25 мая 1842 года ставший впоследствии знаменитым французский путешественник Поль Эмиль Ботта (1802-1870) получает назначение консульским агентом на Верхнем Тигре, пребывает в Мосул и втыкает лопату в грунт неподалеку от города.

Город, находившийся на правом берегу Тигра, производил на европейцев впечатление архаического поселения, может быть, не очень отличающегося от того, что видел Вениамин из Туделы. Древние холмы, так называемые тели, повсюду преобладали в унылом пейзаже. Вот только никто не мог сказать Ботта, где определенно следует искать Ниневию. Опросив местное население, он все же приступил к раскопкам большого холма Куюнджик на левом берегу Тигра против Мосула. Пробные раскопки огромного теля не принесли ничего интересного. Ботта копает все лето 1842 года, потом осень и зиму. В марте 1843 года он понимает, что потерпел полное фиаско.

В это время он узнает от местных жителей, что примерно в 20 километрах к северо-востоку от Мосула у городка Хорсабад расположен некий тель, где прежде находили странные камни и блоки. Ботта меняет дислокацию экспедиции и буквально в первый же день работы на новом месте находит алебастровые плитки, а вскоре натыкается на стену. С каждым днем в нем растет уверенность, что он нашел древнюю Ниневию. Он посылает сообщение в Париж, и газеты распространяют сенсацию по всей Европе. Даже когда ошибка станет очевидной, обыватели еще многие годы будут повторять, что Ниневию открыл Ботта!

Некоторое время спустя археолог откопал огромных каменных быков с большими крыльями и бородатыми человеческими головами. Такое чудо французы, разумеется, захотели перевезти в Париж. Для этого требовалась «самая малость»: доставить многотонные изваяния за тысячу километров по реке в Персидский залив, перегрузить на судно и перевезти во Францию. Из транспортных средств Ботта удалось найти только небольшие плоты из бамбука и надувных «бурдюков» для увеличения грузоподъемности. Такими «судами», вероятно, пользовались еще Авраам и Иаков. Нечего было и думать везти тяжеленные колоссы целиком, — пришлось их распилить. Но и в таком «усеченном» виде их не удалось переместить далеко. На быстром течении плоты потеряли устойчивость и перевернулись, — бесценный груз затонул. Довести до места назначения удалось лишь небольшую его часть.

После двух лет работы в Хорсабаде из-под земли стал возникать дворец, облицованный рельефными плитами и покрытыми эмалью кирпичами…  А тем временем в Лувре появились каменные изваяния с берегов Тигра, вызвавшие всеобщее изумление и восхищение.

Работу, которую начал Поль Эмиль Ботта, была завершена только в 30-е годы XX века экспедицией Восточного института Чикагского университета.  Тогда-то стало ясно, что Ботта так и не нашел Ниневию, зато обнаружил царскую крепость Дур-Шаррукин, резиденцию ассирийского правителя VIII века до н.э. Саргона II.

 

2.

За два года до Ботта на Ближнем Востоке — в сирийском городе Алеппо, а затем и в Мосуле — впервые появляется 23-летний англичанин Генри Лейард (1817-1894). Он осматривает окрестности и видит на горизонте странную пирамидальную гору. К сожалению, исследовать ее не удается, — из-за отсутствия денег ему приходится вернуться в Лондон. Но в 1845 году Лейард опять на Востоке. Он уговаривает английского посланника в Истанбуле, впечатленного открытиями Ботта, выделить небольшую сумму денег. Лейард сразу же нанимает рабочих и преступает к раскопкам пирамидального холма Нимруд.

Уже на третий день он обнаружил в мусоре впечатляющий артефакт. Это был громадный лев с большими крыльями и человеческой головой. За годы работы он выкопал несколько каменных изваяний: крылатых быков и львов с человеческими головами.

 В 1846 году Лейард нашел черный камень из базальта высотой около двух метров, покрытый выразительными рельефами и многочисленными клинописными знаками. Ни сам археолог, ни кто-то другой в этом мире не мог тогда прочесть надписи. Лишь спустя годы было установлено, что ученый отыскал памятник в честь победы ассирийского царя IX века до н.э. Салманасара III. В надписи на «черном обелиске» среди данников  монарха упомянуто имя израильского царя Иеху (842-814 годы до н.э.), хорошо известного из Библии. Это было одно из первых безусловных свидетельств аутентичности библейского текста.

Выяснилось, что археолог раскопал ассирийские дворцы IX-VII веков до н.э., но открыл он не Ниневию, о чем так мечтал, а Калах, город так же упоминающийся в Бытии в так называемой Таблице народов (Б.10;11-12).

В том же 1846 году Генри Лейард, как в свое время Ботта, пытался определить место расположения древней Ниневии, сопоставляя современные ему слухи и старинные легенды. Он стоял перед двумя холмами явно искусственного происхождения на левом берегу Тигра против Мосула и размышлял, откуда начать раскопки. Сначала его внимание привлек меньший холм Неби Юнус (т.е. пророк Иона). Больший — Куюнджик — уже исследовал Ботта и не добился успеха. Но его громадные размеры (длина около 800 м, а ширина до 500 м) все еще сулили немало возможностей сделать сенсационное открытие. При обследовании местности с противоположной от Тигра стороны холма Лейард обнаружил следы древнего канала. Значит, вода была «слева и справа» от города. Археолог неожиданно вспомнил слова из Книги пророка Ионы, которые и раньше вертелись у него в голове: «…Ниневей, город великий, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой…» (Иона 4;11) Что бы это означало? Может быть, то, что вода находилась в городе и по правую, и по левую руку его жителей? И он начинает копать Куюнджик между Тигром и каналом. Вскоре из земли поднялись большие ворота с остатками изображений каменных чудовищ. Через год дворец ассирийского царя Синахериба (705-680 годы до н.э.) был уже почти полностью освобожден от земли. Ниневия была найдена.

С 1852 года ученик Лейарда Ормузд Рассам (1826-1910), выходец из христианской семьи Мосула, получивший образование в Европе, по заданию Британского музея продолжает раскопки в Ниневии. В холме Куюнджик он находит дворец Ашшурбанипала (669 - ок.627 годы до н.э.), последнего великого царя Ассирии перед ее падением. Там он обнаруживает библиотеку, собранную две с половиной тысячи лет назад. При гибели Ниневии библиотека была разорена и разграблена, но все же впоследствии ученым удалось разобрать и классифицировать 30 тысяч глиняных табличек, покрытых клинописными знаками.

 

3.

Расшифровка табличек из библиотеки Ашшурбанипала и других надписей, найденных в Месопотамии, привели к сенсационным результатам. Известный лингвист и археолог Джордж Смит (1840-1876), анализируя ассирийские царские таблички, обнаружил среди текстов царя Тиглатпаласара III (745-727 годы до н.э.) имена четырех царей Израиля и Иудеи, упомянутых в Библии.  Это было важное документальное свидетельство, подтвердившее, что не только топографические названия, но и исторические детали Священного писания соответствуют действительности. Более того, имена, известные из Библии, помогли ученым не только расшифровать текст, но и воссоздать датировку исторических событий.

Джордж Смит стал автором еще одного потрясающего открытия. В 1872 году на одной из табличек Ниневии ученый обнаружил рассказ, показавшийся ему очень знакомым: это была месопотамская версия истории всемирного потопа, во многих деталях имеющая параллели с библейским повествованием. Значит, история потопа была распространена на Ближнем Востоке. Не свидетельствует ли это о том, что катастрофа огромной силы действительно была? История, зафиксированная месопотамскими хронистами, наверняка была известна Аврааму и его потомкам.

Во время своего путешествия по Месопотамии Джордж Смит спускается вниз по Евфрату и Тигру, исследуя встречающиеся на пути тели. И вдруг местные жители предлагают ему приобрести три тысячи клинописных табличек, которые, по их словам, они нашли на Евфрате у огромного холма Джумджума. Ученый приобретает таблички и отсылает их в Лондон. Он собирается провести хотя бы поверхностные исследования чудо-холма. Однако происходит несчастье: в 1876 году 36-летний ученый умирает от чумы в Алеппо.

Но дело сделано: археологи уже обратили внимание на холм Джумджума.

Менее чем в сотне километров на юг от Багдада на левом берегу Евфрата расположены развалины Вавилона, представляющие собой четыре огромных холма — Джумджума, Каср, Бавиль и Амран. Геродот, воочию видевший Вавилон, говорил о четырехугольнике по обоим берегам Евфрата со стороной более 20 километров, т.е. о размерах большого современного мегаполиса. Очевидно, чтобы раскопать город такого размера, надо было затратить куда больше сил, чем на любые другие раскопки в Месопотамии. За этот титанический труд в 1898 году взялся немецкий ученый Роберт Колдевей (1855-1925), возглавивший целую группу археологов, ассирологов, лингвистов.

Работы начались в марте 1899 года. Немцам повезло: уже при пробных раскопках холма Каср они нашли улицу, вымощенную большими плитами, представлявшую собой священную дорогу процессий времен Навуходоносора в честь бога Мардука, покровителя города. Однако стало очевидно, что огромный объем предстоящих работ исключал использование «малой механизации», вроде корзины для вывоза щебня и мусора. В июле из Германии к месту раскопок была доставлена полевая железная дорога. Немцы со свойственной им аккуратностью извлекли из Касра древние кирпичи, покрытые цветной эмалью, и упаковали 400 ящиков по 250 кирпичей в каждом, затем на больших речных судах отправили вниз по течению в Басру, там перегрузили на пароход и морем доставили в Берлин. Эти кирпичи были использованы для уникального археологического эксперимента: с их помощью были воссозданы ворота богини Иштар, а потом и тронный зал царя VI века до н.э. Навуходоносора II.

В апреле 1900 года Колдевей решает, продолжая раскопки Касра, начать новый раскоп огромного холма Амран. Археологи вынуждены были прибегнуть к системе глубоких штолен и шахт, подвергаясь постоянной опасности быть похороненными заживо. Тем временем начали вырисовываться контуры огромного здания храма Мардука размером 550 на 450 метров. Неподалеку от храма обнаружили и хорошо сохранившийся квадратный фундамент со стороной 91, 55 метра. Археологи опознали одно из самых знаменитых рукотворных сооружений в истории человечества — Вавилонскую башню. Клинописные тексты говорят, что башня состояла из семи уменьшающихся кверху ступенчатых террас, облицованных обожженным кирпичом. Впрочем, перед археологами она предстала в виде груды осколков.

Роберт Колдевей работал в Вавилоне 18 лет. Он покинул раскопки лишь в 1917 году, когда к концу Первой мировой войны в Двуречье вошли англичане. А уже 1926-м, через год после смерти ученого, немецкая археологическая экспедиция во главе с учеником Колдевея Вальтером Андре вернулась в Вавилон, чтобы закончить дело учителя.

 

 

4.

Не подлежит сомнению, что особое значение в библейской истории имеет город Ур, может быть, даже большее, чем Ниневия и Вавилон. Ведь Ур — родина патриарха Авраама, одного из самых почитаемых пророков в иудаизме, христианстве и мусульманстве, религиях по его имени называемых аврамическими. Ур Касдим, один из главных городов древнего Шумера, библейской долины Шеннар, долгое время был неизвестен ученым.

Считается, что тель-аль-Мукайар, под которым покоился библейский город Ур, впервые нашел английский консул в Басре Дж. Тейлор еще 1854 году. Именно он откопал на развалинах храмовой башни так называемые строительные цилиндры царя Набонида VI века до н.э. Однако к систематическим раскопкам американская экспедиция под руководством Леонарда Вулли (1880-1960) приступила только в 1922 году. Знаменитый археолог работал там 12 лет. Потом раскопки были временно приостановлены, чтобы обработать, систематизировать и опубликовать огромный накопившийся материал.

В Уре археологи  открыли большую храмовую площадь, на которой строили, начиная со времен Шумера до великих персидских царей — на протяжении двух тысяч лет. Причем самыми внушительными оказались постройки III династии Ура рубежа III и II тысячелетий до н.э. Вулли раскопал храм, который был разграблен еще в древности. Только по некоторым деталям можно было судить о богатстве его убранства. Здесь также были обнаружены террасы с расположенными на них большими дворами, святилищами и жилыми помещениями для жрецов. В район храмов размещались резиденции царя и государственная администрация. На храмовой площади возвышался зиккурат со стенами толщиной 2,4 метра. Основание башни представляло собой прямоугольник 60 на 45 метров.

На шестой сезон Вулли начал раскопки на большом погребальном поле и вскоре обнаружил два некрополя, расположенных один под другим. В верхних захоронениях нашли цилиндрические печати с надписями Саргона Аккадского XXIII до н.э. Значит, нижний некрополь еще старше!

Сенсации следовали одна за другой. Вот только никаких следов Авраама в городе так и не было обнаружено, несмотря на все усилия археологов.

 

 

5.

Среди археологических находок, имеющих особенное значение для библейской истории, следует, по-видимому, назвать две, найденные вне территории сегодняшнего Израиля…

В 1868 году эльзасский миссионер Ф.А. Клайн нашел в развалинах древнего моабитского Дивона, ныне Дибана на территории современной Иордании, приблизительно в 20 км к востоку от Мертвого моря камень с древнееврейской надписью. В Иерусалиме он рассказал о своей находке крупному французскому лингвисту Шарлю Клермон-Ганно (1846-1923). Ученый поспешил в Дибан и скопировал надпись. Копию он послал в Париж и посоветовал приобрести камень для Лувра. Но еще до прихода ответа местные жители взорвали камень с помощью порохового заряда. Можно только гадать, что подвигло их к такому нестандартному решению: то ли они полагали, что отдельные куски «в розницу» будут стоить дороже, то ли просто решили воспрепятствовать тому, чтобы камень попал в руки пришельцев с Запада. Ш. Клермон-Ганно сумел, однако, собрать два крупных куска и 18 небольших фрагментов и отправить в Париж, где он был восстановлен. Камень высотой 1 метр и шириной 0,6 метра содержал сообщение Меши, царя Моава, о победе над израильтянами около 850 года до н.э.  Казалось бы, что тут особенного… Израильтяне много воевали, стало быть, не только побеждали своих врагов, но и проигрывали битвы.
Между тем, камень был призван возвеличить царя Мешу. В Библии, в IV Книге царств (II Книге царей, по еврейской традиции) имеется описание этой войны, представленное «противоположной стороной» конфликта. Так называемый Камень Меши — важнейший документ, доказывающий соответствие библейского текста реально произошедшим событиям. Кроме того, надпись на камне является ценным свидетельством алфавитного финикийско-еврейского письма, очень близкого библейскому ивриту.

В 1896 году выдающийся британский археолог Флиндерс Петри (1853-1942) обнаружил в руинах храма мертвых в Фивах стелу, воздвигнутую в честь фараона Мернептаха (ок. 1224-1214 годы до н.э.) в Ханаане. На ней первое упоминание этнонима «Израиль», что однозначно свидетельствует о присутствии в Ханаане, как минимум, части племенных формирований евреев в период, близкий ко времени Исхода из Египта, о чем повествуется в библейской Книге Судей.

 

6.

Систематические исследования Палестины начались во второй половине XIX века. Первые  попытки сводились к анализу лежащих на поверхности земли развалин, относившихся к римскому и другим еще более поздним периодам истории. В те годы ученым удалось идентифицировать многие места, упомянутые в Библии, соотнести их с руинами поселений, часто сохранивших свои древние названия. Развитие археологической методологии применительно к древнейшим эпохам связано с именем выдающегося британского археолога Флиндерса Петри, который еще в конце позапрошлого века начал раскопки древних телей, впервые используя керамику при установлении относительной хронологии.  До Первой мировой войны на Святой земле работали такие крупные археологи как англичанин Роберт Макалистер в Гезере, Г. Шумахер и К. Ватцингер в Мегиддо, австриец Э.Зеллин в Таанахе и Иерихоне. Ученые начали работы и в Городе Давида в Иерусалиме.

В последующие годы особое значение приобретает деятельность выдающегося английского ученого Уильяма Олбрайта (1891-1971). Во время своей работы в Тель – Бейт Мирсим на юге Хевронской возвышенности с 1926 по 1932 годы он провел сравнительные исследования предметов керамики в соответствии со стратиграфическими наблюдениями на местности.

Впервые, кроме раскопок, археологи проводят в Палестине систематическую разведку. Именно Олбрайт установил определенные правила публикаций результатов археологических исследований. Он уделял особое внимание исторической географии, связав полевой материал с теоретическим осмыслением фактов. У. Олбрайт сформулировал фундаментальную концепцию библейской археологии, создав свою школу.

Новый этап археологических исследований относится к периоду после образования государства Израиль в 1948 году. Важное значение имели раскопки Кетлин Кеньон в Иерихоне в 1952-1958 годах и в Восточном Иерусалиме в 1961-1967 годах, Дж. Э. Райта в Шхеме в 1956-66 годах — на территориях, находившихся в ту пору под контролем Иордании. В Израиле провозглашение независимости дало сильнейший толчок к развитию археологических исследований.  Пионеры израильской археологии Биньямин Мазар (1906-1995), Игаль Ядин (1917-1984), Нахман Авигад (1905-1992), Иоханан Ахарони (1919-1976) и другие были последователями Олбрайта, для которых археология тесно связана с библейской историей. С тех пор они обнаружили, нанесли на карту и описали тысячи археологических объектов, определивших характер расселения в различные исторические эпохи.

Важнейшим археологическим открытием эпохи стало обнаружение в 1947 году свитков Мертвого моря. С тех пор в пещерах Кумрана и других районах, прилегающих к Мертвому морю, были обнаружены десятки тысяч рукописей — от больших книг до мелких клочков пергамента, включающих всего несколько букв, датированных от II века до н.э. до I века н.э., весьма полно отражающие духовные процессы в израильском обществе конца эпохи Второго Храма. В частности, среди кумранских рукописей содержится до 180 списков библейских книг, в основном, фрагментов, а также цитат. Нет сомнений, что читатели, авторы и переписчики видели в библейских текстах отражение реальной исторической памяти. 

 

7.

Одно из самых выдающихся открытий конца прошлого века, подтверждающее соответствие Библии реальным историческим событиям, принадлежит израильскому археологу Адаму Зерталю, который в 1983 году на горе Эйваль возле Шхема (ныне палестинский город Наблус) обнаружил сооружение, заполненное пеплом и костями животных, каких  обычно приносили в жертву древние израильтяне. По мнению профессора Зерталя, это хорошо сохранившийся жертвенник всесожжения — как раз в том месте, где согласно библейскому описанию его возвел Иисус Навин (Иешуа бин Нун) после переправы войска израильтян через Иордан. Сооружение датировано около 1200 года до н.э.

Недавно профессор Хайфского университета Адам Зерталь обнаружил в долине реки Иордан крупные сооружения в форме человеческих ступней огромного размера. По мнению археолога, эти объекты были «первыми, построенными израильтянами при входе в Ханаан, что вполне соответствовало библейскому понятию утверждения права собственности на землю, — кто на землю первым ступил, тому она и принадлежит». Как считает ученый, речь идет о библейском месте Гильгал, первой стоянке израильтян в Обетованной земле (Навин 4;19, 5;10 и т.д.), где был воздвигнут Мишкан, переносной Храм. Все сооружения датируются XIII-XII  веками до н.э. Их  устройство указывает, что они использовались как место сбора общины.

 

 

8.

Археологические работы в Иерусалиме — особая тема.

Как известно, любая активность археологов в некоторых районах города, особенно, поблизости от Храмовой горы вызывает немедленный протест среди арабов, а часто и во всем мире по причинам далеким от науки. Как и многие, из-за неблагоприятной политической конъюнктуры вынужден был прекратить свои работы израильский археолог Габи Баркаи. Тогда он принял оригинальное решение: просеять грунт, который арабский Общественный земельный фонд выбросил во время работ в 1999 году. И археологи обнаружили немало интересного. Так, в 2005 году была найден фрагмент печати времен Первого Храма (1000-586 годы до н.э.). На кубике с ребром 1 см, несмотря на отбитый фрагмент, все-таки можно прочесть несколько слов на иврите, и в том числе — [imer]. Археолог считает, что на булле, своеобразной личной печати, было записано имя храмового священника Пашура бен-Иммера, о котором упоминается в Книге пророка Иеремии. Археолог Габи Баркаи почти двадцать лет работал в Иерусалиме — с 1975 по 1994 год. Ему принадлежит несколько значительных археологических открытий, сделанных в Иерусалиме за последние десятилетия. Самое важное среди них — серебряный амулет в виде свитка с цитатой из Благословения Священников (Числ. 6:24-26), найденный в Кетеф Геном, легендарной Геене Огненной, древней долине, рассекающей Иерусалим по границе колен Иеуды и Биньямина. Находка датируется VII веком до н. э. Это самая древняя цитата из Библии среди тех, что пока удалось найти — не менее чем на 300 лет старше текстов Кумранских рукописей.

 

 

9.

Серьезные исследования Храмовой горы были начаты в 1968 году профессором Биньямином Мазаром, учеником Уильяма Олбрайта. Он производил раскопки около южной стены юго-западного угла в области, прилегающей к Храмовой горе. Среди крупных находок — большие части сооружений, колонны, сброшенные с горы во времена разрушения Храма, надписи на древнееврейском языке, бассейны для ритуального омовения (миквы) времен Второго Храма. Внучка профессора Биньямина Мазара доктор археологии Эйлат Мазар, сотрудник Еврейского университета в Иерусалиме, продолжает раскопки в городе Давида к югу от стен Старого Города и сегодня. Несколько лет назад она обнаружила следы здания XI-X веков до н.э. площадью около 300 квадратных метров с характерными признаками царского сооружения. Возможно, это и есть легендарный дворец Давида, о котором говорится в Библии.

Мнение археологов о древности здания подтверждают находки последнего времени, проливающие свет на некоторые эпизоды библейского текста. Дело в том, что при раскопках была найдена булла важного чиновника с ясно выгравированным именем — Иеухаль бен Шеломияху. Спустя некоторое время — новая находка: еще одна чиновничья печать с именем Гедалияху бен Пашхур. Что могут дать науке имена каких-то древних министров, некогда служивших при царском во дворе? Да, в сущности, почти ничего. Только вот оба эти человека хорошо известны историкам и теологам, поскольку упомянуты в Книге пророка Иеремии (38;1). Вместе с двумя другими сановниками они обратились к царю Цидкияху (597-586 годы до н.э.) с требованием придать смерти Иеремию, проповедавшего в осажденном Иерусалиме необходимость сдать город войскам Новуходоносора. Находки Эйлат Мазар свидетельствуют, что участники инцидента с Иеремией были реальными историческими личностями, упомянутыми в Библии. Если библейское повествование так точно отражает мелкие подробности, то надо думать, что и в описании крупных событий оно сохраняет историческую достоверность.

В феврале 2010 года доктор Эйлат Мазар выступила с новым заявлением. Она считает, что открытая ранее при археологических раскопках 70-метровая часть древней стены с помещением для привратной стражи, расположенная у современных границ Старого Города, рядом с Храмовой горой, является частью фортификационных укреплений, которые относятся ко времени правления царя Соломона. Найдено подтверждение, что эти мощным стенам около трех тысяч лет, это служит доказательством того, что Иерусалим действительно являлся центром сильного государства, которое обладало ресурсами, необходимыми для строительства в X столетии до н. э. таких массивных сооружений.

Это заявления археолога представляет особую важность. Ведь, как известно, группа израильских историков Тель-авивского университета отрицает само наличие единого  государства в X веке до н.э., занимавшего значительную территорию «от реки Египетской (вади аль-Ариша) до реки Прат (Евфрат)», царей Давида и Соломона объявляет «племенными вождями», а Иерусалим — «небольшим поселением». Датировка, которую отстаивает Эйлат Мазар, соответствует библейским данным, согласно которым цари Давид и Соломон именно в это время правили в Иерусалиме. Новые находки служат ей серьезными аргументами в споре с теми историками и археологами, которые считают библейское повествование мифом, не имеющим никакой связи с действительностью.

 (В сокращении)

 

Альманах «Муза», №18, 2011

{jcomments off}