Леонид Гомберг
Поиск по сайту...
Леонид Гомберг
Леонид Гомберг

Равновесие с пробелами

Теория катастроф в свете библейской традиции

 

Сегодня много говорят и пишут о том,  что традиционная теория эволюции природы и человека не в состоянии ответить на многочисленные вопросы, появившиеся в последнее столетие в результате накопления научных знаний и просто наблюдений за происходящими в природе и космосе явлениями. У ученых, придерживающихся нетрадиционной, альтернативной точки зрения, обнаружились фундаментальные претензии к своим коллегам-традиционалистам. Ведь пресловутые «недостающие звенья эволюции» так и не найдены, несмотря на многочисленные обещания и надежды. Дарвинизм, который базируется на предположении, что все сущее имеет в своей основе материю, не объяснил, откуда появилось сознание: вряд ли оно смогло бы сформироваться в процессе естественного отбора — возможности человеческого разума далеко превосходят то, что необходимо только для выживания.

Дальше — больше.

Была ли глобальная катастрофа после динозавров?

По мнению ученых, придерживающихся господствующей теории, резких смен цивилизаций на земле не было, человечество развивалось постепенно, эволюционным путем. Меньшинство — те, кого часто именуют дилетантами и шарлатанами — все громче говорит о катастрофизме как стандартной модели развития и природы, и человека, являющегося частью природы.  Они утверждают, что непрерывность жизни на планете внезапно блокировалась, и тогда происходили «скачки», нарушающие эволюционный процесс развития. Теорию, согласно которой историю нашей планеты можно представить в виде длительных периодов стабильных состояний, время от времени прерываемых внезапными, часто радикальными изменениями, вызванными катастрофическими событиями — активной вулканической деятельностью, падением астероидов, изменениями планетарной температуры и т.д. — иногда остроумно называют «равновесием с пробелами».

Впрочем, и «официальная» наука не отрицает, что на земле действительно происходили катастрофы различной разрушающей силы, вплоть до глобальных, космических. Такое отрицание выглядело бы весьма странно: ведь Земля – часть Вселенной, а катастрофы во Вселенной астрономы наблюдают едва ли не ежедневно. Классическая катастрофа, ставшая общим местом в околонаучном дискурсе, связана с вымиранием динозавров за очень короткое время 65 миллионов лет назад. Другой «хрестоматийный» пример, относящийся к совсем близким по историческим меркам временам, — падение Тунгусского метеорита 1908 году. Но, пожалуй, вряд ли какое-либо другое событие в мировой истории обсуждается с такой неутихающей веками страстью как исчезновение Атлантиды, описанной Платоном. Была ли эта Атлантида вообще, и, если была, то где находилась — об этом, кажется, можно спорить бесконечно.

Немало описаний катастроф есть и в Библии. Среди писателей, посвятивших себя проблемам «катастрофизма» в библейской истории самым значительным — и по масштабам литературного дарования, и по грандиозности своего воображения — является без сомнения Иммануил  Великовский, создатель книг «Века в хаосе», «Миры в столкновении» и ряда других. Сегодня, несмотря на скептическое отношение к его творчеству большинства ученых, альтернативная наука признает его своим «гуру». Так, например, авторы книги «Запретная история» (М.: АСТ: Астрель, 2011), вышедшей на русском языке и составленной из статей  ученых альтернативного направления в журнале «Атлантис Райзинг», посвящают  этому исследователю отдельную главу, которая называется «Мученичество Иммануила Великовского». 

Но как бы там ни было, в Библии действительно приведены описания катастроф разного масштаба, самой грандиозной из которых бесспорно является Всемирный потоп, согласно Бытию, круто изменивший не только сценарий развития человеческого общества, но и саму природу человека.

 «И был потоп на земле сорок дней, и умножилась вода… (Б.7;17) И вода усилилась на земле чрезвычайно, и покрылись все высокие горы, которые под всем небом. На пятнадцать локтей вверх поднялась вода, и покрылись горы. И погибла всякая плоть, движущаяся по земле, из птиц, из скота, из зверей и всех гадов, ползающих по земле, и все люди (Б.7;19-21)».     

Важным доказательством всемирного характера библейского катаклизма, по мнению ученых альтернативного направления, является повсеместное распространение легенд и преданий о Потопе от Аляски до островов Океании, включая американских индейцев и аборигенов Австралии. Конечно, эти рассказы серьезно расходятся в деталях, но практически везде говорится, что Земля была полностью затоплена, и только нескольким ее обитателям удалось спастись.

По мнению одного из авторов книги «Запретная история» Дэвида Льюиса, важное значение имеют сведения о совпадении глобального потепления около 9645 года до н.э. , сопровождавшегося поступлением огромных масс пресной воды в Мексиканский залив, а также информация Платона о погружении Атлантиды в воду — с гипотезой о мощном ударе о Землю астероида или иного астрономического объекта около 10 тысяч лет до н.э., вызвавшего внезапное окончание ледникового периода, что и привело к Потопу. 

Если бы такая теория подтвердилась, это означало бы, что в не столь отдаленном прошлом Земля подверглась разрушительному воздействию вследствие события, возможно, ставшего частью какой-то космической катастрофы. Д. Льюис подчеркивает: «Последовало массовое вымирание растительности и животных, а также вызывающая суеверный страх глобальная темнота». Причем, как свидетельствуют некоторые исследования, катастрофа произошла внезапно.  «Люди, которым удалось выжить, искали убежища в горных пещерах, — продолжает исследователь. — Сообщения об их бегстве сохранились до наших дней в сотнях древних мифов о потопах и пожарах — фактически такие мифы имеются у каждого народа». 

Есть такая история и в Бытии:  племянник Авраама Лот, после страшной катастрофы в Содоме спасается в близлежащем городе Цоаре, затем бежит в горы и укрывается в пещере; причем ни он сам, ни его дочери не подозревают, что на всей Земле, кроме них, выжил еще кто-то.

Традиционная наука объясняет «неопровержимые свидетельства о великом катаклизме X тысячелетия до н.э.» движением и таянием ледников. Однако, по мнению «нетрадиционалистов», с помощью только этих событий невозможно объяснить «нечто экстраординарно ужасное», что обрушилось на планету, «стирая с лица земли большинство млекопитающих, обитавших во всем мире, поднимая горные хребты, вызывая повсеместное извержение вулканов, прорезая долины и фьорды, разбрасывая по всей суши огромные камни».

Авторы книги «Запретная история» приводят слова историка Дж.Б. Делейра: «Эволюция не всегда может считаться следствием выживания наиболее приспособленных. Возможно внезапное событие, которое может стереть с лица Земли не только лучших, но и худших. В этих случаях выживают самые удачливые».

Следы «допотопной» цивилизации

Все чаще в разных источниках приводятся свидетельства существования древнейшей земной цивилизации, ставшей жертвой глобальной катастрофы огромной силы. Как правило, речь идет об удивительных технологиях каменного строительства, позволяющих достичь весьма впечатляющих результатов даже в сравнении с современной строительной индустрией. Приводятся также и другие поразительные факты.

Исследования альтернативных ученых показали, что эрозия в фигуре и постаменте Большого Сфинкса в Гизе объясняется затяжным выпадением осадков, а не длительным воздействием песка и ветра, как это принято считать. По их мнению, самые старые фрагменты древней скульптуры следует датировать по меньшей мере на 2500 лет ранее, чем считалось до сих пор, — периодом между 7000 и 5000 годами до н.э., поскольку в дальнейшем в регионе не выпадало значительных осадков в виде дождя.

В качестве важных доводов в пользу доисторической цивилизации приводится также наличие развитых поселений на Ближнем Востоке в IX-VIII тысячелетиях до н.э. (Иерихон) и Анатолии в VII тысячелетии до н.э. (Чатал-Гуюк), а также весьма древних грандиозных мегалитических сооружений, в том числе и астрономически ориентированных.

В России проблемами «працивилизации» занимается известный исследователь и путешественник Андрей Скляров, который в своих фильмах задает немало вопросов, на которые у специалистов либо вовсе нет ответов,  либо они их тщательно скрывают.

Ну, например: каким образом мастера Древнего Египта делали рельефные надписи и рисунки в подземных бункерных сооружениях,  — как в обширных залах, так и узких штольнях, — притом, что никаких следов копоти на стенах и на потолках никто никогда не обнаруживал?  Они, что, пользовались электричеством или каким-то иным искусственным освещением?

Или — еще: каким образом им удавалось с микроскопической точностью обрабатывать трехплоскостные углы гранитных саркофагов и другие сложные профили с помощью медного зубила, если и сегодня  повторить это не могут высококвалифицированные специалисты, оснащенные передовой современной техникой…  И это далеко не все.

Как подчеркивает А. Скляров, «странные» артефакты можно найти по всему миру, что невозможно объяснить ни чем, кроме как существованием на земле высокоразвитой цивилизации, неважно, доморощенного или инопланетного происхождения.

 В библейской Книге Бытия мы также находим свидетельства существования «допотопной цивилизации», но если современные исследователи рассуждают о ней с точки зрения науки и производства, то Библия говорит преимущественно о нравственно-этических проблемах, ставших причиной грандиозного катаклизма — Всемирного потопа.

Куда исчезли мегалитические цивилизации?

Но, если свидетельств существования древних цивилизаций на земле так много, то не могут же, в самом деле,  «ортодоксальные» ученые совсем не замечать никаких «исторических аномалий», пусть даже результаты наблюдений не соответствуют устоявшимся взглядам. Имеются ли сегодня в распоряжении науки факты, которые, с одной стороны, невозможно подвергнуть сомнению, но, с другой, пока трудно подыскать им какое-то адекватное объяснение? 

Вот, например, всем доступные факты говорят о том, что в середине V тысячелетия до н.э. на огромной территории Европы, Северной Африки и Ближнего Востока существовала так называемая культура мегалитов, очевидно, принадлежавшая какому-то древнему сообществу мореплавателей. Огромное количество мегалитических сооружений от Британии до Леванта имеют слишком много общих признаков, что не позволяет думать о многочисленных совпадениях в стиле.

Но что это были за люди? Сколько их было? На каком языке они говорили? Мыслимо ли, что в столь давние времена на всей этой территории проживал один народ, говоривший на одном языке?

Некоторые ученые полагают, что ответы на эти вопросы могут лежать отнюдь не в этнической плоскости: скорее всего, это вообще не народ, а каста профессиональных жрецов или волхвов, небольшими группами уходивших в плавание по Средиземноморью и Атлантике с тем, чтобы обращать в свою веру местное население. Интересно, что изначально некоторые одиночные памятники, располагались на побережье таким образом, чтобы от одного можно было видеть другой, от другого — третий и т.д. Получалось некое подобие продуманной сигнальной системы.

Носители культуры мегалитов обладали большими знаниями в области астрономии, сельского хозяйства и, конечно, они были выдающимися строителями. Невозможно вообразить, сколько усилий приходилось тратить на то, чтобы переместить огромные каменные глыбы, весящие десятки, а иногда даже больше сотни тонн. Причем часто мегалитические сооружения расположены там, где поблизости вообще нет скалистой или горной местности, а следовательно многотонный стройматериал приходилось доставлять издалека. Но каким образом? Ведь носители культуры мегалитов действовали на тысячу лет раньше, чем строители египетских пирамид, подчас на территориях малонаселенных, а то и почти безлюдных. Особую загадку представляют собой «поля мегалитов»  — составленные из камней  сложные «рисунки» и «схемы», которые можно разглядеть только с высоты птичьего полета. Вопросов много, вместо ответов — лишь многочисленные гипотезы.

В Пятикнижии имеется поразительный стих — в том месте, где речь идет о завоевании израильтянами территорий в Заиораданьи. При описании военной кампании в царстве Башан неожиданно упоминается «железный одр» Башанского царя-исполина Ога, причем в тексте указано его точное месторасположение и размеры. «Вот одр его, одр железный, он в Раббе сынов Аммоновых: девять локтей длина его и четыре локтя ширина его, по локтю возмужалого» (Вт. 3;11), т.е. взрослого человека, иными словами, более четырех  метров в длину и около двух в ширину.

В районе реки Иордан мегалитические сооружения, так называемые дольмены, нередки. Они сложены из вертикально расположенных каменных плит, сверху перекрытых массивными блоками. В начале прошлого века немецкие ученые обнаружили неподалеку от Раббат-Аммана («в  Раббе сынов Аммоновых»), нынешней столицы Иордании, дольмен, поразительно напоминавший тот, что описан во Второзаконье.  Он действительно похож на гигантскую кровать, и даже размеры приблизительно совпадают. Одр Ога сложен из базальта, очень твердого серо-черного камня, что могло породить ассоциации с металлической конструкцией. На территории, которую занимала «страна исполинов» Башан, таких сооружений и сегодня несколько сот. К западу от Иордана дольмены встречаются только в окрестностях Хеврона, именно там, где разведчики Моисея видели «исполинов», т.е. потомков «допотопной» земной цивилизации…   

С течением времени территория деятельности носителей культуры мегалитов постепенно сужается и около 2000 года до н.э. «мегалитизм» прекращает свое существование, напоследок соорудив свой самый знаменитый памятник  — Стоунхендж в Британии.

А вот еще одна загадочная история…

Установлено, что первые поселенцы сошли на остров Мальта около 5200 года до н.э. Откуда они пришли — неизвестно. Строительство  мегалитических храмов началось в середине IV тысячелетия до н.э. Вероятно, это были самые большие сооружения на земле, включая египетские пирамиды и месопотамские зиккураты. В наше время на архипелаге обнаружены остатки 23 таких храмов, причем только четыре не подверглись полному разрушению. Самый древний — на острове Гоцо — построен около 3600 года до н.э. Даже развалины его поражают: разрушившаяся левая сторона фасада достигает шести метров в высоту. Сохранилась и часть стены, окружавшей участок с храмом: некоторые из камней ограды имеют 5,5 метров в длину и весят по 50 тонн. Исследователи полагают, что строения были покрыты массивными каменными плитами. Этому есть подтверждение: сохранились изображения мальтийских мегалитических храмов с каменной крышей. У ученых есть разные версии, по правде говоря, малоубедительные, о том, как древние строители перемещали огромные камни по земле с помощью специальных ям, но как их удавалось втащить на крышу гигантских зданий, совершенно непонятно.

Самые великолепные свои сооружения древние мальтийцы строили под землей, в толще известняковых скал,  вырубая длинные спиральные коридоры, запутанные переходы и огромные залы, служившие обиталищем мертвых. Самый большой достигает площади 480 квадратных метра; в нем, по предположению ученых, были погребены 6-7 тысяч человек. Как можно было совершить такое с помощью каменной или костяной кирки, при этом подняв на поверхность многие тонны породы! 

Эпоха храмовых строителей закончилась около 2300 года до н.э., причем исчезла эта мегалитическая культура  внезапно и бесследно.  Человеческие останки, найденные на островах, не показали никаких признаков эпидемии. Нет также доказательств и того, что мирные мальтийские строители стали жертвой свирепых варваров, — завоеватели появились только в XIII веке до н.э., когда там больше тысячи лет никого не было. Нет никаких свидетельств, что цивилизация погибла в результате  природной катастрофы.

Возможно, мальтийские строители за несколько тысячелетий своего пребывания на островах полностью истощили их ресурсы и вынуждены были просто покинуть насиженное место. Но тогда не понятно, куда они делись. Ни на близлежащей Сардинии, ни в Северной Африке, ни вообще где-либо на побережье Средиземного моря нет никаких следов их пребывания, как будто они провалились сквозь землю.

Катастрофический сценарий Исхода  

Неподалеку от Мальты на острове Крит первой половине III тысячелетия до н.э. начинает развиваться минойская культура. Впрочем, неолитические обитатели жили там и до 3000 г. до н.э. Но около 1950 года до н.э. там происходит культурный взрыв, который некоторые ученые связывают с переселенцами из Ближнего Востока. Шедевры минойской архитектуры — результат дворцового строительства в городах Кносс, Фест, Маллия и некоторых других. Эти дворцовые комплексы представляли собой колоссальные лабиринтообразные системы помещений, вошедшие в легенды. Величественный Кносский дворец был разрушен землетрясением около 1700 года до н.э., потом восстановлен, Фестский дворец был разрушен так сильно, что к его восстановлению даже не приступали.

По всей видимости, конец XVIII века до н.э. явился временем масштабных катастрофических событий. Возможно, именно этому периоду принадлежит знаменитый «папирус Ипувера», или Лейденский папирус,  рассказывающий о бедствиях во время гибели Древнего египетского царства. 

Около 1700 года до н.э. , вероятно, произошла катастрофа, в результате которой были уничтожены библейские Содом, Гоморра и еще несколько городов возле Мертвого моря. Эти события красочно описаны в книге Бытия: «И Господь пролил дождем на Содом и на Амору серу и огонь от Господа, с неба. И перевернул города эти и всю окрестность, и всех жителей городов сих и растительность земли». (Б.19;24-25) Катастрофа была такой сокрушительной силы, что библейский патриарх Авраам мог наблюдать за ней на расстоянии нескольких десятком километров. «И посмотрел на Содом и Амору, и на всю окрестную землю, и увидел: вот поднялся дым с земли, как дым из печи» (Б.19;28) Как видим, в тексте Бытия прямо указан источник катастрофы — огонь с неба, что, возможно, означает падение метеорита или кометы.

Несколько лет назад появились сообщения о результатах исследований  экспедиции американских ученых во главе с деканом Колледжа археологии и истории при Университете штата Нью-Мехико Стивеном Коллинзом в иорданском селении Тель эль-Хаммам. Археологи пришли к выводу, что именно  в тех местах находился библейский «город греха». По мнению ученого, обнаруженные археологами пять комплексов руин точно соответствуют по месту и времени Содому и близлежащим городам, погибших в результате катастрофы.            

В середине II тысячелетия до н.э. на Крите появляются народы, уже прежде захватившие континентальную Грецию несколько столетий назад. Это те самые ахейцы Гомера, которых теперь принято называть микенцами, а вновь возникшую культуру — минойско-микенской.

Около 1400 года до н.э. в Восточном Средиземноморье происходит ужасная катастрофа , повлекшее за собой тотальное разрушение дворцовых городов на Крите и близлежащих островах. Сегодня многие ученые связываю конец минойско-микенской культуры с извержением вулкана на маленьком острова Тира (Фера, или Санторин), а потом землетрясении, в результате чего морская вода просочилась внутрь вулканического конуса, спровоцировав чудовищный взрыв, потрясший все Восточное Средиземноморье. Следы вулканического пепла сегодня находят за сотни километров от эпицентра в юго-восточном направлении.

Возможно, катастрофа на Тире стала прологом ужасных событий, потрясших Восточное Средиземноморье и Ближний Восток в XIII-XII веках до н.э., где одна за другой гибнут великие культуры Бронзового века на Крите и в Месопотамии, империя хеттов в Малой Азии, городская цивилизация в Ханаане, едва уцелел могущественный Египет.

Надо полагать, что начало «эпохи катастроф» пришлось на середину XIII века до н.э., т.е. на время, когда, по мнению многих ученых, мог начаться Исход евреев из Египта, и не исключено, что описанные в Библии катастрофические события вполне адекватно отражают реальность. 

В самом деле, Книга Исхода буквально переполнено информацией о глобальных и «местных» катастрофах…

«…И произвел Господь грохоты грома и град, и огонь разливался по земле…» (Ис.9:23)

Если были гром и град, то можно предположить, что шел дождь, ибо была гроза, но это не помешало возникнуть огненной стихии! Скорее всего, речь идет о сильнейшем пожаре, возникшем во время грозы. Чтобы ни у кого не возникло сомнения в катастрофическом развитии ситуации, в тексте сказано: «И был град и огонь, пламенеющий  среди града, весьма сильный…» (Ис.9:24)

Вскоре, однако, стало еще хуже: «была густая тьма по всей земле Египетской три дня» (Ис.10:22), причем тьма какая-то особенно пугающая — «осязаемая».

Не прошло и двух месяцев, как катастрофические события в регионе продолжились:  «И вот на третий день при наступлении утра были громы и молнии и облако густое на горе…  (Ис.19:16)  «А гора Синай дымилась вся…, и восходил дым от нее, как дым из печи, и тряслась вся гора чрезвычайно». (Ис.19:18) Можно ли более правдоподобно и наглядно описать извержение вулкана и вызванное им землетрясение?

Неблагоприятные перемены в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке обычно «списывались» учеными на разрушительную экспансию «народов моря», пришедших в движение в XIII веке до н.э., может быть, в результате тотального опустошения, произведенного Тирской трагедией. Но «катастрофисты» уверяют, что никакая самая жестокая агрессия не может принести с собой разрушений, пробных тем, что произошли тогда… Естественно, «народы моря» внесли свою лепту в мрачный сценарий, но происходившие глобальные перемены можно объяснить только серией природных катастроф огромной силы, о чем свидетельствует библейский текст.

Таким образом, сведения, изложенные в первых книгах Библии, вполне согласуются с некоторыми фактами, которые приводят ученые, стремящиеся доказать огромное влияние «катастрофического сценария» на историю человечества, на возможность существование древней цивилизации, совершенно исчезнувшей, но оставившей свои многочисленные следы на Земле. Возможно, пришло время дополнить господствующую теорию эволюции новыми идеями, которые до сегодняшнего дня отвергались с порога большинством в науке. Разумеется, мы не собираемся вмешиваться в спор ученых — с нашей стороны это было бы легкомысленно и бестактно. Мы просто хотим привлечь внимание публики к авторитетному свидетельству Библии, к поразительным параллелям в библейском тексте и гипотезах исследователей — сторонников теории катастрофического развития природы на Земле, «равновесию с пробелами».   

 «Муза», №23, 2013

 

{jcomments off}