Леонид Гомберг
Поиск по сайту...
Леонид Гомберг
Леонид Гомберг

 

Археология или политика?

 

Израильский археолог  Ева Гаснер и российский писатель Леонид Гомберг беседуют о новых находках и открытиях, подтверждающих фабулу библейского повествования 

В Москве нечасто появляются действующие израильские археологи, да еще «русскоговорящие», с которыми удается откровенно побеседовать о проблемах современной археологической науки на Святой Земле. Сегодня это особенно актуально, поскольку вышедшая в нынешнем году в издательстве «Эксмо» книга профессора Тель-авивского университета Шломо Занда «Кто и как изобрел еврейский народ» и вызвавшая значительный общественный интерес, по мнению многих, превратно изображает картину израильской истории.

У Евы Гаснер первая степень по библейской и классической археологии. Она готовит работу на вторую (магистерскую) степень по классической археологии в Еврейском университете Иерусалима. Специализируется по периоду восстания Бар-Кохбы (начало II века н.э.). Участвует в раскопках в Вади-Хамам на берегу озера Кинерет, где в средний и поздний римский периоды находилась  еврейская деревня. Там обнаружена синагога, а также имеются следы более раннего поселения, где сегодня идут раскопки.

«Пока ничего нельзя сказать определенно, — рассказывает Ева Гаснер, — в археологии не принято делать слишком смелых прогнозов, — но есть признаки, по которым это поселение может быть датировано II веком, и возможно появятся свидетельства, связанные

с восстанием Бар-Кохбы».

Л.Г. Как определяется в израильской науке библейская и классическая археология?

Е.Г. Библейская археология охватывает период с неолита, нового каменного века, — до 586 года до н.э., когда был разрушен I Храм. В этот раздел входит археология не только Израиля, но и других стран региона, в том числе и древней Месопотамии.

Классический период начинается с завоевания Земли Израиля Александром Македонским в IV веке до н.э. и заканчивается арабским нашествием  в VII веке.     

Л.Г. Израильский профессор Шломо Занд пишет в своей книге о недостоверности огромных пластов библейской истории: эпохи патриархов, египетского рабства и Исхода из Египта, завоевания Ханаана, периода Судей и даже объединенного царства Давида и Соломона. По его мнению, а также мнению большой группы археологов Тель-авивского университета реальную историю следует начать, может быть, только с Северного Израильского царства IX века до н.э. И то с большими оговорками.

Понятно, что такая точка зрения противоречит традиционной концепции библейской истории, разработанной выдающимся американским  археологом прошлого века Уильямом Олбрайтом и его учениками, в том числе и израильскими — Биньямином  Мазаром, Игаэлем Ядиным и другими.

Казалось бы, общепринятую точку зрения подтверждают находки Адама Зерталя, обнаружившего на горе Эйваль древнюю постройку, интерпретированную им как «жертвенник всесожжения» времен Иешуа Бин Нуна (XIII-XII в. до н.э.), а совсем недавно — загадочные объекты в виде огромных человеческих стоп начала эпохи завоевания Ханаана. При этом хайфский археолог был подвергнут настоящей обструкции со стороны своих ученых коллег.

Е.Г. Зерталь сделал важные открытия.  Мне его выводы представляются достаточно убедительными. Но против его интерпретации находок и  датировки имеются серьезные возражения…

В классической археологии споров не меньше. Мы, например, работает над тем, чтобы определить, к какому периоду относится обнаруженная нами синагога в Вади-Хамам: ко II-III векам или, может быть,  к IV-V? Мы спорим вокруг конкретной даты, представляя те или иные аргументы «за» или «против». Это нормальный научный процесс. В библейской археологии речь подчас идет не об археологии, а о политике…

В рамках изучения курса исторической географии Израиля я побывала на раскопках в Тель-Цафи близь Ашдода, где, как полагают, был расположен филистимлянский  город Гат. Там ведут раскопки  археологи из университета Бар Илан. Они нашли несколько маслин, весьма древних. Углеродный метод датировки показал X век до н.э. Наш руководитель сказал: «Ну, вот теперь, может быть, удастся заняться археологией!»

Библейская археология очень политизирована, — к сожалению. Даже наличие стопроцентных доказательств не убережет от споров с коллегами. Особенно, проблематичным сегодня выглядит все, что относится к X веку до н.э., т.е. к Объединенному израильскому царству.

Л.Г. Ну, это понятно. Тут ведь вопрос о конкретных исторических границах – от «реки египетской» (Вади аль-Ариша) и до Евфрата. Ни тель-авивским историкам, ни их арабским коллегам такой Израиль не нужен! Он опасен сам по себе — даже только в сознании людей. 

Шломо Занд пишет буквально следующее: «Если в X веке до н.э. на территории Иудеи и существовало какое-то политическое образование, оно было максимум крошечным племенным царством, а Иерусалим — небольшим укрепленным городком».

В этой связи возникает вопрос: как относятся израильские археологи к открытиям и заявлениям Эйлат Мазар, которые, что бы там не говорили, не выглядят простым эпатажем?

Е.Г.  Эйлат Мазар, внучка выдающегося израильского археолога Биньямина Мазара, копает в месте Ха-Офель, в Городе Давида. Она нашла здание, по многим признакам напоминающим царскую резиденцию. Эйлат интерпретировала это здание как дворец царя Давида. Работы в Ха-Офель еще ведутся. Пока там действительно не слишком много доказательств. Но отсутствие многого не означает отсутствие всего. У противников интерпретации Иерусалима как столицы большого могущественного государства есть один «веский» аргумент: в X веке до н.э. Ир Давид занимал площадь всего лишь в 60 дунамов (около 6 га), что совсем немного для столицы мощного государства.

Л.Г. Мне лично это не представляется странным. Вероятно, не всем известно, что в III веке (нашей эры) Лютеция, вскоре названная Парижем (360 г.), имела площадь 10 гектаров, а Москва, впервые укрепленная в 1156 году,  — всего 3 гектара.  Но и в 1264 году, когда город стал центром московского княжества, площадь его все еще была не многим более 6 га. Я понимаю, что эти сравнения не совсем корректны, но все же…

Люди, мало знакомые с предметом, прочитав книгу Занда, полагают мнение этого автора господствующим в современной израильской археологии. А кто же на самом деле сегодня отражает взвешенную позицию в науке?

Е.Г.Взвешенную точку зрения обычно высказывает профессор Иерусалимского университета Амихай Мазар. Я училась у него в течение двух лет и никогда не слышала, чтобы он начисто отрицал взгляды своих оппонентов. Наоборот, наряду с другими, он всегда приводит позицию археологов из Тель-Авива: И. Финкельштейна, З. Херцога и других. Я читала его работы и знаю, как жестко порой он их критикует, но исключительно с научной точки зрения, никогда не позволяя себе политических инсинуаций в адрес оппонента.

Л.Г. Я знаком с А.Мазаром по его фундаментальному труду «Археология библейской земли» (1996), переведенной на русский язык. Фактически это моя настольная книга по археологии.

Ева, какое открытие последних лет в библейской археологии Израиля представляется вам наиболее значительным и перспективным?

Е. Г. В районе Хирбет-Кияфа близ Иерусалима уже несколько лет работают археологическая экспедиция  Иерусалимского университета под руководством профессора Иосси Гарфинкеля. Они  обнаружили  еврейский город, окруженный фортификационными сооружениями с двумя входами. Возможно, это библейский Шаараим (шаар — ворота; шаараим — двое ворот) .

Археологи нашли глиняный черепок с надписью, датируемой X веком до н. э. Профессор Гарфинкель  утверждает, что это древнейшая надпись на иврите. Черепок лежал в слое, который датирован радиоуглеродным методом  1000-975 годами до н. э., то есть временем, когда правил царь Давид. При этом исследовали возраст обнаруженных в том же слое оливковых косточек.
Лингвисты утверждают, что надпись сделана так называемым протоханаанейским письмом, которым пользовались древние евреи. Правда, им удалось гипотетически интерпретировать пока только несколько сочетаний знаков. Сам Гарфинкель полагает, что слова написаны на древнем иврите, причем таких больших текстов на иврите, датированных X веком до н.э., до сих пор не обнаружено.  Очевидно, что это крупнейшее археологическое открытие.

Разумеется, сразу же начались яростные споры.

Л.Г. Обыватели и даже некоторые специалисты полагают, что после падения Иерусалима в 70 году и особенно после подавления восстания Бар-Кохбы во II веке все евреи из Палестины были выселены, и еврейская жизнь полностью угасла, переместившись куда-то далеко за пределы Эрец Исраэль.  Что показывают последние исследования археологов?

Е.Г. После поражения в Иудейской войне евреи были изгнаны только из одного города — из Иерусалима, Элия Капитолия, как его называли римляне. Но в целом по стране шла интенсивная культурная жизнь, особенно на севере. Строили синагоги — монументальные здания с мозаикой. Строили и потом, — уже в византийский период. Даже закон, запрещавший строить синагоги, не помог — все равно строили.  На юге в горах Хеврона и Газе также обнаружены синагоги византийской эпохи IV-V веков. Между двумя восстаниями строили даже вблизи Иерусалима.

В Вади-Хамам в Галилее, на перекрестке Мигдаль, было  еврейское поселение с великолепной синагогой и прекрасной мозаикой на полу, изображающей людей и знаки зодиака. Синагоги в Галилее действовали во II, III и IV веках.  Если строят фундаментальные здания культового назначения, значит, люди не потеряли надежды. Жизнь продолжалась. Евреи умеют быстро вставать на ноги…

«Информпространство», №149, 2010      

{jcomments off}