radchik

 

Мы помним тебя, Игорь!

 

Мой одноклассник, многолетний друг, Игорь Радчик (1948-2021) родился в бывшем селе Алексеевском, неподалеку от Останкино. На месте, где прежде стоял его дом, ныне проходит Аллея Космонавтов. В 1955-1966 годах он учился в школе №279; теперь, после ремонта, у нее какой-то другой номер. В дни пятидесятилетии нашего выпуска мы с ребятами, и Игорь в том числе, навестили «альма матер» — все было чужим и незнакомым…

Отец Игоря, Иосиф Израилевич Радчик, фронтовик, в 1945 году в составе танковой части  дошел до Берлина. Награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны, многими медалями. Работал в нефтяной и газовой промышленности, часто ездил в командировки. Детей, Игоря и его старшую сестру Зину,  воспитывала мама, Фаина Абрамовна.

В 1957 году И.И. Радчик был назначен главным инженером «Роснефти», и семья переехала в станицу Ильская под Краснодаром, где в те годы находилось управление предприятием. Игорь вернулся в Москву лишь через несколько лет, вернулся в свою школу, но уже в пятый класс.

А в 1964-м мы оказались в одном классе — 9 «Б»!

Редко встретишь школьника, который, как Игорь, на протяжении трех лет учебы в старших классах, с девятого по одиннадцатый, серьезно относится ко всему, что «проходят» в школе. Но при этом он совсем не походил на отмороженного отличника, наоборот, активно участвовать в школьных вечерах и походах, дружеских встречах и вечеринках. О школьной жизни Игорь всегда вспоминал с нескрываемым волнением. Турслеты, новогодние «капустники»,  популярная стенгазета «Мы», непременные посиделки с песнями Окуджавы и Высоцкого — все это оставалось с ним на долгие годы. 

В 1966-м Игорь окончил 11 класс с серебряной медалью и поступил в МВТУ им. Баумана. Его специальностью стали «газовые турбины», которым в дальнейшем он посвятил многие годы жизни. 

В 1970-м, будучи студентом 4-го курса, Игорь женился. Раиса Радчик стала его верным спутником на всю жизнь. Через два года в молодой семье родился сын Артем. Впоследствии он окончил Московский авиационный технологический институт (МАТИ) и получил специальность инженера-технолога по газовым турбинам.

После защиты диплома молодой инженер распределился в «Союзоргэнергогаз» на производственное подразделение в Подмосковье с гигантским объемом работы по всей территории страны. Он занимался наладкой и пуском в эксплуатацию газовых турбин на строившихся компрессорных станциях магистральных газопроводов.

Во второй половине семидесятых Игорь впервые познакомился с работой американских инженеров. Новые технологии всерьез заинтересовали специалиста. Он принял участие в создании нового газпромовского предприятия, открытого в начале восьмидесятых, и занял в нем должность руководителя группы вибрационной диагностики. Однако вскоре понял, что заниматься диагностикой газовых турбин в отрыве от их ремонта — бесперспективно и вскоре принял непосредственно участие в разработке и становлении подобных предприятий.

В течение многих лет Игорь Радчик занимался реализацией различных международных проектов. В 1985-м Игорь с группой инженеров и слесарей проходил обучение в Германии на фирме «AEG-Kannis», осваивая процесс сборки и разборки турбины перспективной модели. В дальнейшем эта технология была внедрена на российских заводах. А в 1986-м Игорь в соавторстве с инженером-технологом Георгием Моверманом (Жора — наш бывший одноклассник!) опубликовал книгу «Ремонт зарубежных газоперекачивающих  агрегатов», ставшую на долгие годы единственным учебным пособием для инженеров и слесарей, занимающихся восстановлением такой техники.

В конце восьмидесятых в стране произошли серьезные перемены. И в 1989-м Игорь Радчик отправляется «в свободное плавание», основав свое предприятие диагностического профиля «Дельфин-диагностика», подразделения советско-германское предприятие «Дельфин».    

Теперь многое изменилось: если прежде ему так или иначе приходилось следовать указаниям руководства, то сейчас все решения приходилось принимать самому и всю ответственность брать исключительно на себя.

Некоторое время специалисты «Дельфин-Диагностики» работали на объектах с использованием зарубежной аппаратуры, но со временем пришлось подумать и о разработке собственного виброанализатора, — в СССР такого прибора современного уровня не было. В 1992-м Радчик заключает договор на разработку принципиально нового портативного анализатора вибрации. За двадцать лет при его участии было разработано 15 моделей станков различных конструкций. Очередным важным шагом замечательного инженера стала организация производства и сбыта балансировочных машин большой грузоподъемности.

В 2004 году за высокие результаты в создании балансировочных станков нового поколения и их внедрение в народное хозяйство коллектив из пятнадцати человек во главе с Игорем Радчиком был удостоен Премии правительства Российской Федерации в области науки и техники.

Последние три года в школе мы учились рядом. Потом, как у всех, институт, работа, семья… Встречались нечасто. Но вот лет пятнадцать назад мы с Игорем как бы заново обрели друг друга. Оказалось, что у нас много общих интересов — в литературе, живописи, во взглядах на наше житье-бытие.  

Верный друг, настоящий российский интеллигент Игорь Радчик никогда не  оставлял человека в беде, словом и делом помогал он своим школьным товарищам, в том числе и мне: участвовал в культурных проектах, связанных с историко-теологическими исследованиями, публикациями книг, выступал на творческих вечерах. Игорь был душой небольшого дружеского коллектива, издавшего книгу стихов и прозы в память о нашем ушедшем  друге Георгии Мовермане (1948-2019).  

Его смело можно было назвать «профессиональным читателем». Кажется, книга доставляла ему не только интеллектуальное, но и физическое наслаждение, которое он не мог получить при чтении «с компьютера», — ему приятно было ощущать тяжесть книги в руках, слышать шелест перелистываемых страниц, не спешно размышлять о прочитанном. Он часто перечитывал  произведения, которые не оставили его равнодушным еще в молодые годы, книги, маркирующие основное направление культурного развития человечества. Любимые романы Игоря «Сто лет одиночества» Г. Г. Маркеса и «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова он читал раз по десять! Любил Шекспира! Читал «Гамлета» в разных переводах — и П. Гнедича, и М. Лозинского, и Б. Пастернака. Из современных авторов предпочитал Дину Рубину; ему импонировал мужественный, неженский стиль работы писателя с материалом. Однажды я познакомил Игоря с Диной Ильиничной — для него это был настоящий праздник.

Живопись, вообще изобразительное искусство — еще одно увлечение Игоря. Причем предпочтения его были довольно обширны — от мировой классики до современного авангарда; он высоко ценил Питера Брейгеля и Анри Тулуз-Лотрека, восхищался Анатолием Зверевым, дружил с Анатолием Кулиничем. Во время своих путешествий по миру всегда находил время для посещения музеев: от Лувра в Париже до дома В. Астафьева под Красноярском!    

Несмотря на загруженность работой, Игорь любил бывать в кругу семьи,  обожал внучек Машу и Ксюшу.

…А жизнь наша, похлеще романа, диктует неожиданные повороты сюжета. Старые друзья даже в волшебном сне не могли представить этого незаурядного человека, праздно тоскующим на пенсионном довольствии. Судьба не дала ему остановиться на полпути. В феврале 2015 года Игорь Радчик организовал новое предприятие — Научно-технический центр «Завод балансировочных машин», до последних дней жизни оставался его генеральным директором.

Он ушел внезапно, казалось, на подъеме, не сломленный духом даже после тяжелой болезни, до последней минуты помня о благополучии людей, с которыми работал, рядом с которыми жил…

Память о нашем друге Игоре Радчике никогда не сотрется в наших сердцах, наших душах…