Леонид Гомберг
Поиск по сайту...
Леонид Гомберг
Леонид Гомберг

arbatova

 

Плохих праздников не бывает

Легко ли быть женщиной в России?

 

На вопросы «МЕГ» отвечает один из лидеров феминистского движения в России, писатель Мария Арбатова

 

Мария, как живется сегодня российским женщинам?

 

В России жизнь женщин затруднена ровно настолько, насколько права женщин законодательно не защищены. Возьмем, к примеру, такие базовые вещи, как дискриминация на рынке труда. Или отсутствие института реальных алиментов: в стране в течение десяти-пятнадцати лет мужчины платят символические алименты, а государство в этой ситуации принимает сторону мужчин. Кстати, мне очень нравится, как этот вопрос решен в Израиле. Там неплательщиков алиментов разыскивают органы государственной безопасности. Это говорит о том, что государство считает женщину и ребенка юридическими лицами первого сорта. А российское государство не понимает, что половину налогов платит женщина, и за это оно обязано защищать ее права. Далее, абсолютная незащищенность от насилия как сексуального, так и бытового. Правоохранительные органы не работают в этом направлении. Здесь существует абсолютно пещерный стандарт: по статистике, к примеру, за позапрошлый год в России от домашних «разборок» погибли 12 тысяч женщин.

 

И что, за это никто не был привлечен к уголовной ответственности?

 

Дело не в этом, возможно, кто-то и привлекался. Но разве сама цифра ни о чем не говорит? Ведь за десять лет в Афганистане, как известно, погибли 17 тысяч солдат, так ведь это же война.

Если женщина, пострадавшая во время семейного скандала, обращается в милицию, правоохранительные органы, как правило, принимают сторону мужчины: они либо вообще не выезжают к месту происшествия, либо судебное преследование организовано таким образом, что женщина все равно остается беззащитной. Нужно менять сам стандарт. Сотрудник милиции, получивший вызов и его проигнорировавший, должен нести наказание вплоть до привлечения к уголовной ответственности. Сегодня, если женщина избита мужем, то уголовное дело не открывается, и супруги примерно на год попадают под своеобразный инспекторский присмотр. Получается, что мужчина должен еще раз избить свою жену, чтобы дело получило свой естественный ход. Это и есть двойной стандарт. Если женщину ударили на улице, то уголовное дело открывается сразу, а если дома, то это означает всего лишь семейную «разборку». Более того, существуют некие общественные стереотипы, оправдывающие распоясавшегося мужчину: «бьет — значит любит».

Что касается изнасилований, то об этом вообще можно написать целую монографию. В нашей стране только 2% изнасилований подлежат наказанию. Правоохранительные органы делают все, чтобы женщина забрала заявление, даже если у нее нашлось мужество заявить в милицию.

 

У нас много говорят о том, что при разводе права мужчин не учитываются. Приоритетное право на ребенка остается за женщиной. Считаете ли вы такое положение нормальным?

 

Я против того, чтобы ребенок был инструментом для манипуляций. Я за то, чтобы он оставался с тем из родителей, с кем ему лучше. Но, с моей точки зрения, такая судебная практика — результат патриархального наследия. Общественный стандарт таков, что мать отвечает за ребенка всегда, а отец только тогда, когда ему хочется. Еще раз повторю, это следствие патриархального наследия, а не хорошего отношения к женщине.

 

Вы были кандидатом в депутаты Государственной думы. Содержались ли в вашей программе первоочередные меры для решения всех этих проблем?

 

Моя программа включала в себя положения о защите прав женщин, детей, особенно детей-сирот, и призывников. Я как правозащитник нового поколения смотрела на места наибольшей плотности нарушения прав человека. Естественно, по каждому из этих мест у меня были предложены свои варианты. Впрочем, если говорить о приоритетах моей предвыборной программы, то следует отметить, что самые незащищенные у нас все-таки не женщины.

Они действительно самые незащищенные по количеству нарушений, потому что женщины составляют 53% населения и практически у каждой нарушены ее права. Но если говорить об остроте ситуации, то самыми незащищенными окажутся сироты-инвалиды, потом — просто сироты (эти хотя бы могут убежать). А детские дома, где живут сироты-инвалиды, порой напоминают лагеря смерти... Далее идут призывники в армию и только потом — женщины. Так что вы должны признать: феминистки могут быть объективными.

 

Можно ли считать, что в России женщина успешно реализует себя в профессиональном плане?

 

Нет, женщины не могут реализовать себя профессионально хоть сколько-нибудь удовлетворительно. Если вы посмотрите на рынок труда, то увидите, что вся мало оплачиваемая, непрестижная работа оказывается уделом женщин, вся управленческая верхушка — мужчин. Вообще-то такие ситуации характерны для мусульманских стран. Но в нашей стране среди людей с высшим образованием 70% составляют женщины. Поэтому дискриминация на рынке труда особенно жесткая.

 

Но есть ведь целые сферы производственной и общественной деятельности, почти целиком отданные женщинам. Разве не так?

 

Разговор о «сферах» абсолютно дискриминационный. Он мне напоминает известное восточное разделение на женскую и мужскую половины дома. Женщины — это медицина, образование, соцстрах, а мужчины — это оборона, экономика, финансы. Обратите внимание, как раздают посты руководителей комитетов Госдумы. В этом есть известный шовинистский оттенок.

 

А как же быть с ролью женщины как хранительницы домашнего очага? Как по-вашему: общество должно расстаться с этим стереотипом или, наоборот, сохранить такое положение в неприкосновенности?

 

Если вы вспомните СССР, то обнаружите, что женщина в те годы была у нас самой работающей в мире: более 90% женщин работали. Ее «очаг» заключался в том, что она работала в две смены — сначала вкалывала на работе, а ребенок тем временем носился по двору с ключом на шее, потом пахала на производстве домашнего уюта. Сегодня общество стало несколько более цивилизованным, и женщины вписались в рынок лучше, чем мужчины. Россиянка имеет доход — прошу не путать с зарплатой!— в полтора раза выше, чем россиянин. Понятие «домашний очаг» видоизменилось. Замечу в скобках, что термин «очаг» кажется мне принадлежностью нецивилизованного государства. Многие семьи, даже российские, питаются полуфабрикатами, которые разогревают в микроволновых печах. В такой ситуации обязанности становятся симметричными. Идея женского «очага», слава Богу, ушла в прошлое. На самом деле, домашний очаг создают оба супруга для себя и для своего ребенка, и распределение обязанностей должно быть абсолютно равным и в воспитании детей, и в организации собственного быта. Слава Богу, мы движемся в этом направлении довольно успешно. Рефомы помогли — нет худа без добра. Поскольку мужчины по своим социальным стереотипам более амбициозны и менее адаптированы, они хуже встроились в новую жизнь. В результате во многих семьях, особенно в семьях с большим стажем, муж переключается на домашние обязанности, а жена зарабатывает деньги.

В ситуации, когда мужчина подает даме пальто, уступает место в транспорте, одним словом, относится к женщине как к слабому полу, не усматриваете ли вы некоей демонстрации своего превосходства или желания ее унизить? Или же для нашего общества это норма?

Западные феминистки занимались вытеснением таких стереотипов, потому что жили в другом мире. По этому признаку российских женщин особенно не дискриминировали. И вряд ли это когда-нибудь станет серьезной проблемой в России. Феминистки шутят: «В год, когда американские феминистки добились права спускаться в шахты, руские феминистки добились права в нее не спускаться». В результате регулярного отстрела мужского населения в нескольких поколениях на трех женщин детородного возраста приходился один мужчина детородного возраста. Проблема, связанная с тем, что мужчина подает женщине пальто или несет ее сумку, актуальной в России в ближайшее время не станет.

 

Вы, насколько я знаю, являетесь руководителем одной из феминистских организаций России...

 

Да, она называется «Клуб женщин, вмешивающихся в политику». Это закрытый элитарный клуб. Мы озабочены созданием женской российской политической элиты. В последнее время мы поддерживали двух женщин, которые баллотировались в Думу, а также двух кандидаток в президенты: одну в президенты национальной республики, а другую в президенты России. Сейчас я работаю с Эллой Памфиловой.

 

Собираетесь ли вы отмечать праздник 8 марта?

 

Я очень люблю праздники. Поэтому 8 марта я с удовольствием принимаю подарки, дарю их сама маме и подругам и не вижу в этом ничего плохого. Я отмечала этот праздник всегда, собираюсь и впредь следовать этой традиции. Кстати, его придумали немецкие социалистки как праздник женской солидарности. Это чисто феминистская придумка. И вообще праздник не может быть плохим.

 

«МЕГ», 1998