Леонид Гомберг
Поиск по сайту...
Леонид Гомберг
Леонид Гомберг

kogan

 

Павел Коган:

«Без культуры становление в России гражданского общества невозможно» (1998)

 

На ввопросы отвечает  художественный руководитель и главный дирижер Московского государственного симфонического оркестра, народный артист России Павел Коган.

 

Павел Леонидович, средства массовой информации сообщили о конфликте, который разразился между руководством Министерства культуры России и рядом видных деятелей искусства и культуры страны. Хотелось бы, чтобы наши читатели услышали об этом, что называется, из первых уст...

 

События развивались следующим образом: была послана телеграмма за подписью заместителя министра г-на Евстигнеева о том, что Министерство культуры считает целесообразным (там была такая формулировка) передать на баланс города Москвы тридцать два отличных творческих коллектива — оркестры, театры, заповедники. А поскольку шила в мешке не утаишь, все это стало тут же известно — разразился грандиозный скандал. И.о. министра культуры г-жа Дементьева быстро сообразила, что ситуация выходит из-под ее контроля. Она решила опередить пресс-конференцию деятелей культуры и собрала журналистов у себя в министерстве. Блеклое, бледное вступительное слово Дементьевой, которая пыталась совсем по-чиновничъи, по-аппа-ратному сказать что-то, не сказав ничего, было моментально взорвано эмоциональными выступлениями руководителей творческих коллективов, артистов и других деятелей искусства. Для руководства министерства сложилась очень неприятная ситуация: получалось, что ими был нанесен прямой удар по престижу страны. Я не буду сейчас говорить о подробностях, скажу лишь, что г-жа Дементьева неловко оправдывалась, вяло пытаясь свалить всю вину на аппарат своего министерства... Но она ведь сама назначила своего первого зама, который подписал телеграмму, а потом попыталась всем доказать, что ничего не знала!

Я являюсь академиком Академии российского искусства. Среди моих коллег по Академии такие выдающиеся деятели культуры, как Николай Петров, Игорь Моисеев, Элина Быстрицкая, Фазиль Искандер, Владимир Васильев, Григорий Бакланов... Каждый из них сказал свое веское слово в этом конфликте. И г-же Дементьевой ничего не оставалось как пойти на попятную: дать указание своему первому заместителю отозвать телеграмму и представить официальное разъяснение, что все это было сделано без санкции министра.

Конечно же, всем ясно, что это ерунда, что министр культуры была прямым вдохновителем этой акции, а следовательно, должна нести ответственность. А если уважаемая г-жа Дементьева действительно была не в курсе, если это, в самом деле, сделали без ее ведома чиновники министерства, ею же назначенные, то тем более она не может руководить таким ведомством — это просто опасно и вредоносно.

Я вам пересказал вкратце суть этого скандала. После общения с нами г-жа Дементьева укатила на дни культуры Российской Федерации в Китай. А ведь она беспрерывно сетует на то, что бюджет министерства невероятно урезан, что в нем зияют колоссальные дыры... Хотелось бы знать: на какие средства г-жа Дементьева и ее сотрудники ездят в дальние края? Наверняка на бюджетные. Так не лучше ли было бы на эти деньги содержать какой-нибудь, пусть маленький, коллектив?

 

Не была ли эта неприятная история следствием только недавно завершившегося правительственного кризиса: кто его знает, что будет дальше? Ведь потом, воспользовавшись нынешней неразберихой, всегда можно сказать: мол, я не я, и лошадь не моя...

 

Полагаю, что одно с другим здесь не связано. Ведь г-жа Дементьева является министром культуры вот уже семь месяцев. Это значительный срок, особенно, если учитывать, что общественные процессы происходят у нас сейчас гораздо быстрее, чем в любой другой стране мира. За это время г-жа Дементьева для искусства не сделала ничего. Да, она занималась проблемами библиотек и музеев. Не спорю, это очень важные проблемы. Но это далеко не весь спектр, которым должен заниматься министр. Министр культуры призван и обязан защищать интересы российской культуры и ее деятелей в правительстве России. Это, если хотите, представитель нашей культуры в правительстве. А у г-жи Дементьевой все вышло наоборот: она пришли, чтобы по любому намеку сверху ликвидировать, разрушать, убирать...

В свое время считалось едва ли не хорошим тоном ругать прежнего министра культуры Евгения Сидорова. Самое интересное, что сейчас, особенно после всего случившегося, все вспоминают Сидорова добрым словом. Причем люди самых разных политических убеждений: мол, при Сидорове все было по-другому... по сравнению с тем, что происходит сейчас.

 

А какова в данном случае мировая практика? Ну например, такие коллективы, как ваш: они, что, всегда имеют статус государственных и, соответственно, используют государственное финансирование?

 

Везде все по-разному: в каждой стране свои традиции, свои законы, наконец... Но ни в одной стране мира не бывает так, чтобы невежественные чиновники одним росчерком пера уничтожали национальное достояние и культурные ценности. Вот такого — нет нигде. А формы финансирования творческих коллективов совершенно разные. В США и ряде других стран очень развита меценатская поддержка. Но это же складывалось десятилетиями и даже столетиями — это традиция, это введено в законодательную базу страны. Спонсорство и меценатство там является делом выгодным — как для предприятий, так и для частных лиц. У нас все это носит совершенно иной характер. Поэтому на сегодняшний день лишить серьезный культурный институт государственной поддержки — означает просто его ликвидировать. Готовы ли мы к этому, согласны ли мы на то, чтобы ликвидировать российскую культурную гордость в лице ее театральных, музыкальных, танцевальных, хоровых коллективов?

 

Не означают ли ваши слова, что чиновниками был брошен пробный шар, а потом могут последовать какие-то еще более кардинальные действия с их стороны?

 

Все, что не делается, — к лучшему. Слава Богу, что в министерском списке оказались коллективы широко известные, к которым приковано внимание не только российской, но и мировой общественности. И их руководители не допустили кошмара, который мог бы разразиться под такой вот опекой Министерства культуры.

 

Что вы думаете о перспективах развития культуры в нашей стране?

 

Россия обладает колоссальным культурным потенциалом. Мне думается, что прежде всего должна быть реорганизована и приведена в соответствие с мировой практикой законодательная база, которая, между прочим, позволит свободнее вздохнуть и федеральному бюджету, поскольку в принципе культура вполне может финансироваться помимо него. Но для этого, конечно же, нужны соответствующие законы...

Культура — это та область, без которой совершенно невозможно реализовать идею прогрессивного гражданского общества. Если сейчас мы позволим определенным людям нанести культуре урон, вред, то тогда в будущем мы получим совершенно деформированное общество, что недопустимо. И престиж великой страны резко снизится в глазах мирового сообщества. Это не громкие слова — это факт.

 

МЕГ №16 1998