Леонид Гомберг
Поиск по сайту...
Леонид Гомберг
Леонид Гомберг

Исход из Египта: актуальная версия

 

 

В XIII-XII веках до н.э. в Восточном Средиземноморье, Месопотамии и Малой Азии происходит кардинальная смена этнической картины расселения при значительном  обновлении политической карты региона. Ученые по-разному объясняют эти масштабные явления: изменением климата, истощением природных ресурсов, ростом или, наоборот, резким сокращение населения.

Исчерпание технологических возможностей бронзового века ведет к увяданию или гибели крупные государства — Ассирию, Страну  Хеттов, к закату клонится Египет. Кочевые и полукочевые народы степных и полупустынных земель наступают на традиционную «культурную зону» Плодородного полумесяца и Малой Азии. Под натиском дорийских племен приходят в движение народы греческого мира, с чем связано нашествие на ближневосточный регион «народов моря». Первым встретился с ними фараон Мернептах (1220-1204 годы до н.э.) и с большим трудом отразил нападение. Затем коалицию «морских племен» попытался остановить фараон XX династии Рамсес III (1185-1153 годы до н.э.). Однако египетские правители имели дело не с обычным военным походом, а настоящим переселением народов. В начале XII века до н.э. филистимляне закрепились на прибрежных территориях Ханаана, но вскоре начали экспансию и во внутренние районы страны. В своих претензиях завоевать весь Ханаан они встретили сопротивление израильтян, которые к тому времени уже начали расселение в Заиорданьи и на плоскогорьях к западу от реки Иордан.

 

Первая волна разрушений в Ханаане приходится на вторую половину XIII века до н.э. и, вероятно, связана с походом фараона Мернептаха, попытавшимся навести порядок на подвластных Египту территориях. В начале XII века до н.э. поселения были разрушены вновь, скорее всего, из-за нашествия «народов моря» и вторжения израильтян. Упадок укрепленных городов, очевидно, был связан с концом египетского влияния в Ханаане. Многовековая система городов-государств, между которыми хозяйничали кочевые и полукочевые племена, сменилась этно-политической структурой, при которой отдельные районы были заселены различными народами. В западном Ханаане поселились израильтяне, а также филистимляне и родственным им «народы моря». В Заиорданьи израильтяне соседствовали с эдомитянами, моавитянами, аммонитянами и арамеями.

Этому предшествовали события, о которых рассказывает Пятикнижие Моисея. Многие изложенные там факты сегодня не спешат опровергать ученые.  

 

Часть1

Трудная дорога к Синаю

 

1. А было ли чудо?

О достоверности Исхода евреев из Египта свидетельствует скрупулезность и точность описания мест и событий на пути следования народа. Многие топонимы и этнонимы, упомянутые при описании Исхода, локализованы. Направление и маршрут движения израильтян очерчен со всей  определенностью (гл. З-12). Самый короткий и удобный путь из Египта в Ханаан — «дорога моря» — начинался в Мемфисе. От египетской пограничной крепости Чилу на востоке Дельты до Газы 240 км, которые войска фараона в середине II тысячелетия до н.э. проходили за несколько суток. Однако по пути располагался настоящий египетский укрепрайон с военными фортами, лагерями и охраняемыми колодцами, которые израильтяне преодолеть не смогли бы.  

Египетское присутствие в Южном Ханаане на рубеже XIII-XII веков до н.э. еще сохраняло приметы предыдущей эпохи. Рельеф, вырезанный на внешней стене храма Амона в Карнаке при фараоне Сети I (ок.1300 года до н.э.) изображает дорогу, ведущую от восточной оконечности дельты Нила к Газе. Этот путь египтяне называли «дорогой Гора»; в Пятикнижии он упомянут как «дорога земли филистимской» или «дорога моря», которую Моисей предпочел обойти стороной. На карту нанесены более двадцати «станций» на протяжении этого пути через пустыни Синая. Каждая из них имела небольшую крепость и водохранилище. Археологические исследования выявили около шестидесяти населенных пунктов периода Нового царства, расположенных вдоль дороги Гора. 

В книге Исхода (13;17) имеется упоминание о войне «по дороге земли Филистимской». В начале XII века до н.э. там и в самом деле шли бои с наступающими полчищами «морских племен», в том числе и филистимлянами, ожесточенно отвоевывавшими себе жизненное пространство на Средиземноморском побережье. Во Второзаконии, там, где речь идет об изменениях в составе населения Ханаана, сказано, что Кафторим из Кафтора (т.е. Крита) истребили племена неких аввеев и расселились на их территории(2; 23). В очень древнем тексте пророчеств Валаама говорится о приходе «кораблей из Киттима» (Числ.24; 24) — от названия главного города Кипра Китион. В библейской традиции Киттим обычно толкуется расширительно — имеется в виду не только Кипр, но другие близлежащие к нему острова Средиземного моря. Очевидно, это отголоски событий вторжения «народов моря». Не желая ввязываться в опасную авантюру, Моисей повел народ в пустыню. В Книге Исхода сказано, что «…обвел Бог народ дорогою пустынною к Ям Суф» (13;18), т.е. направил южнее, к Тростниковому морю.

Израильтяне вышли из египетского города Раамсес и прошли около 25 километров на восток. Первая их остановка — Соккоф — означает «палатки» или «шалаши». По-видимому, это было лишь слегка оборудованное место для временной остановки путников, где наверняка имелся источник питьевой воды. На другой день они остановились в Ефаме, «на краю пустыни», ввиду укрепленной крепостной стены. Сразу за Ефамом начиналась пустыня Сур. Прорываться через стену не имело смысла. Это привело бы к большим потерям. Но даже если бы благодаря огромному численному перевесу маневр удался, израильтяне наткнулись бы на филистимлян, которые не упустили бы случая поживиться легкой добычей. Поэтому Моисей повернул от Ефама на юг и повел людей параллельно с защитной стеной на некотором расстоянии от нее. Вскоре они достигли Пи-Ахироф, «между Мигдолом и морем, перед Ваал-Цафоном» и раскинули стан «у моря», где, вероятно, были хорошие пастбища и возможность пополнить запасы питьевой воды. Пи-Ахироф — место, где растет папирус. Мигдол означает просто «башня», «крепость»; вероятно, это был один из египетских укрепрайонов без особого названия. Ваал-Цафон — древнее святилище по дороге из Ханаана в Египет…

Надо полагать, что смелый план Моисея был таков: подступить к крепости Ефам и, показавшись тамошнему гарнизону, быстро отступить. Противник наверняка подумает, что израильтяне сперва хотели прорваться через египетские укрепления, но, испугавшись, оставили это намерение и укрылись в пустыне. У египтян сложилось впечатление, что израильтяне «запутались в земле этой, заперла их пустыня» (Исх.14;3). Моисей буквально заманивает войска фараона в ловушку. 

Но вот израильтяне подошли к Ям Суф — Тростниковому морю. Слово «море» — «ям» не должно никого смущать. В библейской традиции «морем» называется любой более или менее обширный водоем на территории Земли Израиля. Эта традиция сохранилась и по сей день: сравнительно небольшие озера названы «морями» не только в быту, но и на географических картах: «Ям а-Мелех» —«Мертвое (досл. Соленое) море», «Ям Киннерет» —Гениссаретское или Галилейское море. Нет никаких оснований вслед за греческими, а потом и латинскими переводами интерпретировать Ям Суф как Красное (в русском синодальном переводе — Чермное) море — название, которое, возможно, связано со специфическим красновато-бурым отблеском на солнце коралловых рифов. Конечно, в широком смысле, лиманы и заболоченные водоемы, связанные с Суэцким заливом,  можно считать частью Красного моря, но, разумеется, весьма условно.  

Слово «суф» происходит от египетского «папирус», «тростник». Тростниковым морем, скорее всего, называли водоемы, поросшие тростником, — Горькие озера, к северу от Суэцкого залива, в районе современного Суэцкого канала. Если это так, переход израильтян через Тростниковое море проходил в районе этих озер или одного из их рукавов.

 

Египтяне настигли беглецов и построились в боевой порядок, готовые к атаке. Иосиф Флавий утверждает, что это была огромная армия: шестьсот колесниц, пятьдесят тысяч всадников и двести тысяч тяжеловооруженных воинов. Они окружили беглецов на небольшом участке между скалами и морем. Поскольку у израильтян не было достаточно продовольствия и питьевой воды, чтобы выдержать осаду, а путь к отступлению отрезан, оставалось одно из двух: или принять бой, или сдаться, — но и то, и другое было равносильно смерти. 

Тем временем, по свидетельству Пятикнижия,  всю ночь дул сильный восточный ветер (Исх.14:21), и сделалось море сушею… Неожиданно прямо на глазах преследователей Моисей повел народ к морю. Египтяне наблюдали за маневрами беглецов, но в бой не вступали. Между тем Моисей направился дальше, вброд, а народ последовал за ним.

По словам Иосифа Флавия, египтяне подумали, что израильтяне потеряли рассудок, идя на верную гибель. Но увидев, что беглецы прошли некоторое расстояние «по морю», не встретив особых затруднений, бросились в погоню, видимо, полагая, что загадочное природное явление продлится еще какое-то время. Но вода начала возвращаться. Моисей рассчитал точно: египетским колесницам и коннице не удалось преодолеть илистое дно водоема. Колеса с колесниц отнялись (Исх.14:25), так что их влекли с трудом. В рядах египтян началась паника. Вода прибывала. Полил дождь, ударил гром, началась чудовищная ближневосточная гроза. 

Конечно, сегодня трудно решить, что же произошло на самом деле: был ли это заранее отработанный план гениального стратега, или идея перехода «через море» возникла у Моисея внезапно под влиянием трагических обстоятельств. Но чудо, каким видели его тогда израильтяне, и каким многие видят сейчас, — состоялось.

 

Дальнейший маршрут израильтян подробно описан в 33 главе Книги Чисел:

«И двинулись от Пи-Ахироф, и прошли через море в пустыню, и шли три дня пустынею Ефам, и расположились в Маре» (33;8)

«И двинулись из Мары и пришли в Елим…» (33;9)

«И двинулись из Елима, и расположились у Чермного моря (Ям Суф). И двинулись от Чермного моря (Ям Суф), и расположились в пустыне Син» (33;10-11).

После перехода «через море» израильтяне движутся по Синайскому полуострову вдоль Суэцкого залива на юг.      

Исследователи и путешественники, побывавшие в тех местах в разное время, говорят, что передвижение израильтян по Синаю описано в Пятикнижии не просто достоверно, но достаточно точно. Двигаясь вместе с обозом — женщинами, детьми, стадами животных — за день можно было осилить около 20 км или немного более. Путь пролегал вдоль берега моря, по краю пустыни, от колодца колодцу, от оазиса к оазису. 

Согласно Пятикнижию израильтяне блуждали три дня по безводной пустыне, прежде чем пришли к колодцу с «горькой» водой. Действительно восьмидесятикилометровый переход такой огромной массы людей должен был продолжаться дня три, в течение которых они могли использовать имевшиеся у них запасы воды в бурдюках из шкур. В Маре, куда они пришли после трудного пути, вода оказалась не пригодной для питья. Мара (или Мерра) означает «горечь». Еще в середине XX века в тех местах находился колодец Айн-Хавар. Исследователи пишут, что бедуины не любили устраивать там стоянки: в крайнем случае, воду из колодца использовать можно, но для длительного употребления она не пригодна — слишком соленая и сернистая, одним словом, «горькая».

Народ начал роптать… И что же сделал Моисей? Согласно Книге Исхода, он бросил дерево в колодец, после чего вода в нем стала пресной. 

«…Моисей взял кусок дерева, случайно валявшийся у него под ногами, расколол его вдоль, бросив его в воду, — пишет Иосиф Флавий. — Моисей приказал самым сильным мужчинам вычерпывать воду, уверяя, что когда большая часть колодца будет опорожнена, остальное станет пригодно для питья. Мужчины принялись за работу, и приведенная частыми движениями в чистый вид вода стала наконец пригодной для употребления». 

Иными словами, опытный Моисей взболтал застоявшуюся воду. 

Далее путь израильтян лежал в Елим — оазис с источниками воды и финиковой рощей. По мнению исследователей, это, возможно, Вади-Гарандел, который находится в двадцати километрах к югу — на расстоянии ровно одного перехода. Дорога шла местностью пустынной и холмистой. В нескольких километрах южнее начинается пустыня Син, известная сейчас как долина Эль-Каа.

Прежде чем окунуться в пышущий жар, Моисей повел народ к морю и устроил стоянку прямо на берегу. Но миновать пустыню было невозможно…

 

Позади остались полтора месяца пути. Запасы пищи, взятой с собой из Египта, истощились. Народ снова возроптал.

Если переход через Тростниковое море читатели еще способны воспринять как некий реальный маневр гениального вождя и провидца, то все, что касается появления стай перепелов пустыне и, особенно, манны, которую называют «небесной», иначе как чудом мы объяснить не может. Однако бывалые исследователи и путешественники полагают, что даже в библейском рассказе о перепелах и манне нет ничего сверхъестественного… 

Исход произошел весной во время большой миграции птиц; один из главных путей такой миграции из Африки в Европу проходит через Восточное Средиземноморье. Следуя этим маршрутом, птицы пересекают Красное море и Акабский залив. Бывалые путешественники рассказывают, что в период миграций перепела «прилетают в Египет тучами». Они настолько устают после долгого перелета, что падают на землю. Даже в наши дни весной и осенью в этом районе бедуины ловят руками ослабевших птиц.

Согласно библейскому повествованию израильтяне дважды использовали в пищу перепелов и оба раза весной в пустынях Синая. О первом эпизоде Книга Исхода сообщает лаконично: «Вечером налетели перепелы и покрыли стан…» (16;13). О втором, в Числах, повествуется более подробно: «И ветер поднялся… и занес перепелов с моря, и пригнал их к стану» (11;31) При этом «улов» был столь значительным, что «…встал народ, и весь тот день и всю ночь, и весь следующий день собирали перепелов…» (11;32), которых ели затем целый месяц.  Получив столько мяса, израильтяне стали делать запасы. Как видно из текста, они его просто сушили на солнце: «разложили они их для себя вокруг стана» (11;32). И еще одна достоверная деталь: истосковавшиеся по обильной еде люди, вероятно, объелись плохо приготовленной пищей, что вызвало желудочно-кишечную эпидемию – мор. Книга Чисел, конечно, представила это бедствие как гнев Господний, возгоревшийся на народ, за его неуемный ропот.

В тот раз Моисей помог соплеменникам приготовить обед, состоящий не из одного, а из двух блюд. «Лишь поднялась роса, и вот на поверхности пустыни — мелкое, круповидное, как иней на земле» (Исх.16;14). Пророк разъяснил удивленным израильтянам, что «это хлеб, который дал вам Господь в пищу» (Исх.16;15).

Манна небесная — хорошо известный биологам и путешественниками «продукт»: это особая секреция, выделяемая деревьями тамариска манноносного (Tamarix Mannifera, Ehr ), когда их поражает тля, обитающая на Синае.  Манна выпадает на рассвете и, точно роса, повисает шариками на траве, ветках, камнях.  Тамариск несколько месяцев в году сочится белой смолой. Застывая, она становится похожа на крохотные зернышки. «Он, как семя кориандровое, белый, а вкус его, как у лепешки с медом» (Исх.16, 31).

Немецкий исследователь Библии и путешественник Вернер Келлер писал, что количество выпадения манны зависит от погоды: в случае обильных зимних дождей местные жители собирают до полутора килограммов ежедневно; они делают пюре из шариков манны и используют как добавку в пищу. 

 

2. Умели ли евреи писать?

Согласно Книге Чисел по дороге к горе Синай израильтяне миновали Дофку.  

Идентифицировать эту местность ученые смогли только в начале XX века, после того, как в 1904 году британский археолог Флиндерс Питри (1853-1942) обнаружил там древний храм, посвященный ханаанской богине Хатхор. Занесенные песком штольни в ущелье, находившемся неподалеку, свидетельствовали о том, что здесь на протяжении веков шла добыча бирюзы и меди. 

Медная руда добывалась из горизонтальных подземных галерей, которые либо начинались прямо на склоне карьера, либо отходили от глубоких узких вертикальных шахт; некоторые из штолен превышали глубину тридцать метров. Затем медь очищалась и выплавлялась в специальных печах в производственных цехах в долине. После этого слитки транспортировались в Египет или Ханаан, и там из них отливали металлические изделия.

Мастерские, где медные болванки переплавлялись в бронзу, и где из бронзы отливали оружие и орудия труда, были обнаружены в поселениях XIV-XII веков до н.э., в том числе и в прибрежной Саронской долине. Древний металлоплавильный цех представлял собой открытый участок с несколькими печами, оснащенными глиняными тиглями и мехами. Здесь производились серповидные кривые мечи, кинжалы, отлитые вместе с рукоятью из цельного куска металла, наконечники для копий и стрел, бронзовые резцы, мелкая скульптура. 

Во время раскопок были найдены фрагменты камней и небольшая скульптура, покрытые необычными письменами, которые ни сам Петри, ни работавшие вместе с ним египтологи, расшифровать не смогли. Для пиктографического или иероглифического письма было слишком мало разновидностей знаков. Петри, однако, предположил, что этим письмом пользовались семиты из Ханаана и Сирии, работавшие на здешних рудниках. Складывалось впечатление, что почти за полторы тысячи лет до н.э. простые ханаанские труженики умели писать с помощью особого вида письма. Так, может быть, израильтяне, которые прошли через эту местность, тоже были грамотными?

Только лет десять спустя британский египтолог Алан Гардинер (1879-1963) сумел решить задачу со многими неизвестными. Ученый пришел к выводу, что комбинации из трех-пяти знаков, особенно часто встречающиеся в тексте, представляют собой древнееврейские слова. Так сочетание знаков, читающихся [B-B-‘-L-T]  было интерпретировано ученым как [be-baalat] т.е. «для богини» — в значении «посвящено богине». Женская богиня с именем Баалат действительно почиталась во II тысячелетии до н.э. в Финикии и Ханаане; египтяне называли ее Хатхор. 

А. Гардинеру удалось расшифровать еще несколько знаков, но только в 1948 году ученые нашли ключ к экзотическим письменам. В результате было установлено, что в середине II тысячелетия до н.э. в Ханаане уже использовалось алфавитное письмо. 

Пройдет совсем немного времени после выхода из Дофки, израильтяне разобьют отряд амаликетян, и мы прочтем в Книге Исхода следующие удивительные слова: «И сказал Господь Моисею: запиши сие на память в книгу…» (Исх. 17;14) Случайно ли это? Вряд ли.

Пребывание израильтян в Дофке — косвенное свидетельство того, что текст Пятикнижия мог быть зафиксирован письменно еще во времена Моисея протосинайским письмом — консонантным алфавитом, состоящим из 22-24 букв. Он возник в Южной Палестине и был распространен там в XIII-XII веках до н.э. Есть мнение, что протосинайское письмо — самый первый алфавит в мире, созданный на основе египетских иероглифов, и являющийся прототипом финикийского (древнееврейского) алфавита.  

 

Последняя стоянка израильтян перед горой Синай — Рефидим, что может означать «широкие просторы, равнина».

Несмотря на то, что израильтяне наверняка пополнили запасы воды в Дофке или последовавшей за ней остановке в Алуше, все же в Рефидиме снова поднялся народный ропот. Из текста Пятикнижия видно, что Моисей обладал редким даром и умением находить воду в засушливых районах, — такие люди всегда пользуются особым уважением среди жителей пустыни. Вот и сейчас Моисей вскоре нашел скрытый в скале источник и ударил по ней посохом…

В этой связи В. Келлер приводит дошедшую до него историю: «Несколько человек из отряда «Синайский верблюд» остановились в пересохшем русле и принялись копать затвердевший песок, скопившийся у подножия скального выступа. Они пытались добраться до воды, которая просачивалась из известняковой скалы. Люди возились довольно долго, и наконец, сержант из местных, взял у одного из людей лопату… Один из его ударов пришелся по скале. Известняковая корка лопнула с громким треском, обнажился мягкий камень, и из пор известняка хлынул поток воды…». Исследователь считает, что поступок опытного сержанта хорошо объясняет то, что произошло, когда Моисей ударил по скале в Рефидиме.

«…До сих пор в районе горы Синай, в том числе в окрестностях Рефидима,— пишет современный ученый Игорь Тантлевский, — ближе к вечеру можно наблюдать такое явление (и автор этих строк тому свидетель): на склонах скал появляются большие темные влажные пятна; местные же бедуины говорят, что бывают случаи, когда на месте случайно отброшенного от скалы камня вдруг начинает течь струя воды» .

Моисей, конечно, знал об этом явлении и не упустил случая воспользоваться благоприятной ситуацией.

В Рефидиме израильтяне одержали свою первую боевую победу.

Конечно, численное превосходство было на стороне израильтян. Но многочисленность не давала им перевеса в боевой мощи: огромный обоз с женщинами, детьми, стариками, а также скотом делал их особенно уязвимыми. Однако Моисей собрал отряд из дееспособных воинов, оставив обоз в укрытии. Во главе войска он поставил Иисуса Навина, именно с того памятного эпизода начавшего свою головокружительную карьеру, которая после кончины Моисея сделала его вождем народа. Жестокая схватка продолжалась целый день, «до захождения солнца» (Исх.16;12). И израильтянам удалось отбиться, и эта, казалось бы, локальная победа стала знаковым событием в истории народа, несмотря на то, что непримиримая борьба с амалекитянами будет продолжаться еще несколько веков. 

 

Часть 2

Сорок лет в пустыне

 

3. Разбитые надежды

После Рефидима оставался всего один день пути до завершения первого этапа путешествия. От места перехода через Тростниковое море до Синайских гор всего около 250 км, которые израильтяне одолели за три месяца.

Но куда Моисей привел народ? Можем ли мы идентифицировать это место с какой-либо известной территорией? 

Сегодня мало кто сомневается, что библейский Синай надо искать в цепи горных вершин, возвышающихся в южной части Синайского полуострова. Вся эта система гор состоит из трех параллельных гребней, тянущихся в направлении с северо-запада на юго-восток. Многие исследователи полагают, что средний гребень и есть библейский Синай-Хорев, но до сих пор не до конца ясно, которая из его вершин является той горой, куда поднимался Моисей: северная — Сафсафех или южная — Муса. У подножия Джебел Муса, которую древнее предание называет Синайской горой, расположено плоскогорье Себайа, довольно обширное, но совсем неудобное для стоянки.  Если же горой Синай считать северную вершину — Сафсафех, тогда Синайской пустыней должна быть обширная Вади эль-Раха длиной более двух и шириной один километр. Она вполне соответствуют библейскому описанию. Живописные скалы на вершине горы в течение двух-трех месяцев бывают покрыты снегом, в то время как внизу весной цветут и благоухают долины, зеленеют обильные пастбища, течет ручей. В Пятикнижии (Исх. 32:20; Втор. 9:21) имеется недвусмысленная информация о наличии на равнинном участке стоянки водного потока.   

Однако христианская традиция, восходящая к IV веку, идентифицирует гору Синай с Джебел Муса (горой Моисея), к северу от которой на высоте около 1500 метров расположен монастырь св. Екатерины. На его территории находится колодец, у которого, согласно традиции, Моисей встретился со своей будущей женой Ципорой. Неподалеку виден куст на месте неопалимой купины, откуда Всевышний говорил с Моисеем.   

Впрочем, вопрос о точном местоположении горы Синай все еще остается дискуссионным…

Едва израильтяне раскинули стан, начались грозные природные явления, по описанию напоминающие вулканическую активность и сопровождающиеся природными катаклизмами. «И вот, на третий день при наступлении утра были громы и молнии, и облако густое на горе, и звук весьма сильный…» «А гора Синай дымилась вся… и восходил дым от нее, как дым из печи, и тряслась вся гора чрезвычайно» (Исх. 19; 16, 18).   

Вокруг горы Моисей провел черту, которую запрещено было переступать под страхом смерти. На гору он поднялся один, но вскоре спустился и предстал перед людьми, сообщив израильтянам — десять заповедей, «декалог», ставший основой морали человечества на тысячелетия. При этом народ видел «громы и пламя», «гору дымящуюся», и все это пугающее зрелище сопровождалось резкими, громкими звуками, похожими на трубление. Испуганные люди «стали поодаль» и попросили Моисея транслировать им слова Всевышнего.  В это время пророк «подошел ко мгле». Впоследствии он внушит «сынам израилевым»: они сами видели, что Господь говорил с ними «с неба» (Исх.20;22) и, в конце концов, убедит людей в живом, реальном присутствии Бога. 

Моисей излагает важнейшие положения нового закона, которые на века лягут в основу законодательного кодекса израильтян. Он особо остановился на планах предстоящей войны с народами Ханаана. Моисей понимает (и говорит об этом народу), что война будет долгой, «не один год», завоевание земли будет проходить постепенно, что и произошло на самом деле.  

Далее Моисей определяет границы будущего государственного образования: «от Ям Суф до моря Пелиштимского, и от пустыни и до реки…» (Исх. 23;31). В данном контексте под Ям Суф подразумевается Суэцкий залив, а то и северная часть Красного моря; море Пелиштимское — это Средиземное море. Пустыня — вероятно, Аравийская пустыня за Иорданом на востоке, а река — без сомнения, Евфрат на севере.

Моисей сообщил народу содержание Завета и, получив его одобрение, зафиксировал письменно, а потом прочитал вслух народу текст Книги Завета… 

Ученые полагают, что Книга Завета — по форме документ о заключении союзного договора, который на Древнем Востоке считался обычным при урегулировании международных отношений уже в начале II тысячелетия до н.э. Таково рода договоры заключали между собой властители могущественных держав с правителями подвластных им государств. В сущности, подобные документы — не что иное, как клятва верности вассала своему сюзерену. Такая традиция указывает на глубокую древность основной договорной формы в Израиле. Возможно, первая древнейшая организация израильтян была «обществом союза», т.е. объединением всех тех, кто вступил в союз с Богом как со своим сюзереном.    

После торжественной церемонии заключения завета Моисей вновь поднялся на гору, где

оставался сорок дней и сорок ночей, в течение которых он высек Декалог (Десять заповедей) в камне и разработал текст Торы или Пятикнижия Моисея. 

В качестве материального результата своей напряженной интеллектуальной работы пророк готов был предъявить соплеменникам две каменные скрижали, на которых были начертаны Десять заповедей. Однако, увидев ужасную картину поклонения народа золотому тельцу, т. е. фактически возвращения к язычеству и предательство Бога, Моисей в гневе уничтожил плоды своего труда.

Впоследствии ему придется восстановить утраченные скрижали. 

   

В двадцатый день второго месяца второго года после выхода из Египта израильтяне отправились в пустыню Фаран в оазис Кадес Барни, расположенный неподалеку от южной границы Обетованной земли. С этим местом у израильтян будут связаны несколько последующих десятилетий. 

Кадес Барни — самый большой оазис на севере Синая. Здесь израильтяне могла найти непересыхающий источник и обширное пастбище. Скорее всего, они двигались вдоль Эйлатского (Акабского) залива и прошли путь от горы Синай недели за две.

Прежде чем вступить в Обетованную землю Моисей высылает вперед «разведчиков», миссия которых полностью провалилась. Вместо подтверждения всех достоинств проекта, они принесли «худую молву» о том, что народ, проживающий в Ханаане, значительно сильнее израильтян, а города прекрасно укреплены. Ситуация усугубилась тем, что в стане евреев произошел бунт во главе с родственником Моисея Корахом из колена Леви, самого маленького, но и самого влиятельного из израильских кланов.    

Эти события имели печальные последствия для израильтян, и Моисею с трудом удалось спасти проект. Но нет худа без добра: вождь предпринимает серьезную имущественную реформу. За поддержавшими его левитами окончательно закрепилось эксклюзивное право «исполнения работ при Шатре соборном» (Числ.18;6). Брат и соратник Моисея Аарон и его  сыновья получили контроль на жервоприношениями и Святая святых, — «жертвенника и того, что внутри, за завесою» (Числ.18;7). Иными словами, они обрели «в дар службу священства», привилегию, строго исключавшую всякую конкуренцию: «посторонний, кто приблизится, смерти будет предан» (Числ.18;7).

И дело отнюдь не только о некоем символическом праве, которым теперь стали обладать священники и левиты. Речь идет о совершенно конкретных материальных благах, которые отныне и навечно останутся прерогативой Аарона, его семьи и их потомков: «дарственная доля их от всех возношений сынов Израиля», «все лучшее из елея (т.е. оливкового масла)», «все лучшее из вина и хлеба» (Числ.18; 11,12), а также мясо перворожденных особей скота. За свою работу при Шатре соборном левиты, в свою очередь, получат «десятину от Израиля в удел» (Числ.18;21). Результаты реформы способствовали тому, что священнослужители и левиты стали привилегированной кастой, призванной исполнять самую ответственную и престижную работу.

Однако, понимая, что впереди враги, которых деморализованным последними событиями израильтянам одолеть не удастся, Моисей принимает решение повернуть назад. И тут вопреки указаниям вождя, без всякой предварительной подготовки люди решают атаковать засевшие «на горе» племена «амаликетян и ханаанеев». Конечно, это был жест отчаянья…  Судя по всему, для атаки не был даже сформирован специальный отряд — люди пошли валом, надеясь на чудо. Но чуда не последовало. Ковчег Завета и Моисей «не двинулись из стана». Вероятно, уже в начале штурма иизраильтян контратаковали враги, разбили наголову и погнали вспять.  

 

4. Поход в Заиорданье

Конечно, Моисей не планировал провести сорок лет в пустыне. Если бы такое развитие событий можно было представить заранее, то Исход вряд ли вообще состоялся: трудно вообразить, что кто-то из его спутников согласился провести многие годы в скитаниях и умереть, так и не увидев Обетованной Земли. В то же время невозможно допустить, что поражение от местных племен, пусть даже очень тяжелое, могло задержать израильтян на целых 38 лет.

Возможно, все дело в резко изменившейся политической ситуации. Смута, позволившая Моисею вывести народ из Египта, сменилась сначала стабильностью, а потом и новым ростом могущества страны, последовавшие в годы правления фараона Рамсес III, последнего великого правителя Нового царства. Рамсес III подавляет восстание ливийцев на западе и вступает в столкновение с «народами моря», все расширявшими экспансию на Ближнем Востоке и уже всерьез угрожавшими Египту. Нанеся поражение незваным пришельцам фараон, вступает в войну с кочевниками Эдома на горе Сеир в непосредственной близости о места дислокации израильских племен Моисея. Дальше войска фараона движутся на север Сирии, где разбивают хеттов и амореев при Кадеше-на-Оронте. Рамсес III в значительной мере восстанавливает египетское влияние в Ханаане. 

Все эти события, конечно, не укрылись от внимания Моисея и его сподвижников. Очевидно, что завоевание Ханаана в период усиления мощи Египта осуществить невозможно. Это понимал не только Моисей, но и простые израильтяне, в критические моменты поднимавшие свой голос и сыпавшие своему вождю обвинения в близорукости и авантюризме (Числ.14;2-4).

Царствование Рамсеса III длилось 32 года. Потом на престол вступил его сын Рамсес IV (1156-1150 годы до н.э.), при котором начинается новая утрата египетских позиций на международной арене. При последних Рамессидах от египетской власти в Сирии и Ханаане не осталось и следа. Положение вновь изменилось. И Моисей предпринимает новую попытку вторжения, но теперь уже из Заиорданья, подальше от филистимлян, проявлявших активность в прибрежных районах Средиземноморья.         

 

Пятикнижие Моисея не рассказывает обо всех сорока годах, проведенных израильтянами в пустыне. Мы имеем подробное описание только двух первых и последнего, сорокового, года странствий. И все же о «темных» 37 годах жизни израильтян до нас дошли кое-какие отрывочные сведения. После поражения от амалекитян и ханаанеев (во Второзаконии они названы «амореями»), сопровождавшегося паническим бегством, израильтяне вновь собрались в Кадесе Барни и пробыли там многие дни. Потом они фактически отправились в обратную дорогу  к Чермному (Красному) морю. В Книге Чисел (гл.33) названы все стоянки израильтян, к сожалению, далеко не всегда однозначно идентифицированные историками. Но как можно понять, они дошли до Эцион-Гевера, важного города на берегу Акабского залива Красного моря. Потом снова направились вглубь страны и многие дни обходили гору Сеир, по-видимому, так и не решившись напасть на земли, как считалось, принадлежащие потомкам Эсава, брата их праотца Иакова. Миновав Эдом по касательной, они направились к северу: «Отступили мы от братьев наших, сынов Эйсавовых, живущих на Сеире», «от пути на Араву, от Эйлата и от Эцион-Гевера, и повернули мы и пошли по пути к пустыне Моав» (Втор.2;8). Но и тут израильтяне не стали атаковать родственные племена моавитян. Обойдя их земли, они оказались у переправы через реку Зеред…  

Впрочем, можно предположить, что после сокрушительного поражения часть израильтян отступила на юг, а часть осталась в оазисе Кадес Барни, соединившись потом у горы Ор или на переправе через реку Зеред в Заиорданье.

По дороге в Эдом у горы Ор (традиция идентифицирует ее с Джебель неби Харун на территории современной Иордании) умирает престарелый Аарон. Это произошло в пятый месяц сорокового года пути. Функция первосвященника переходит к его сыну Элазару.

В первом, после многолетнего перерыва, боестолкновении израильтян с местным населением участвовали ханаанеи из Арада, очевидно, те же племена, которых 38 лет назад пытались атаковать израильтяне, но потерпели сокрушительное поражение. Теперь ситуация изменилась. Ханаанеи сами напали на израильтян, когда те двигались по направлению к границе Эдома, но получили достойный отпор.

Еще раньше, из Кадеса, Моисей отправил к царю Эдома послов с просьбой разрешить пройти через территорию страны. При этом вождь заверял, что израильтяне не пойдут «по полям и виноградникам» и даже «не будут пить воду из колодцев». Моисей собирался идти известной еще со времен Авраама царской дорогой, не сворачивая ни вправо, ни влево. В случае же чрезвычайной необходимости использовать питьевую воду, Моисей пообещал оплатить все издержки. Эдомитяне категорически отказали и пригрозили войной. Поскольку военные действия против Эдома не входили в планы Моисея, израильтяне предпочли обойти «родственников» стороной. Для этого им пришлось от горы Ор уйти к югу по пути на Чермное море, чтобы обойти Эдом (Числ.21;4).

Далее израильтяне обошли Моав (Числа, Второзаконие) и вышли к его северным рубежам, реке Арнон, бывшей в ту пору границей между моавитянами и амореями…

С этого времени начинаются территориальные завоевания израильтян. Но Моисей по-прежнему не желает обострений. Он посылает послов к аморейскому царю Сигону и просит дать возможность пройти по его земле, причем обязуется не заходить в поля и виноградники и не пить воду из колодцев. Сигон отказал и собрал войска против израильтян, однако был на голову разбит. Судя по всему, речь идет о небольшом аморейском государстве с центром в городе Хешбоне. Далее израильтяне обогнули Аммон, форсировали реку Иавок и вторглись в Васан, разбив васанского царя Ога в битве при Эрдеи. В результате первых месяцев завоеваний израильтяне получили значительный кусок земли в Заиорднье — к северу от реки Арнон и до горы Хермон (Втор.3;8). 

В преддверии похода на Ханаан израильтяне из колен Рувима и Гада, а также полуколена Манассии попросили у Моисея оставить им земли в Заиорданьи, заверив пророка в своем непременном участии в предстоящей компании вместе с остальными коленами. Моисей дал согласие…

 

Новые политические реалии не радовали племена, которые жили на этой территории до прихода израильтян. Первым ответные шаги предпринял царь Моава Валак, вероятно, испугавшийся, что вскоре его может постичь судьба Сигона и Ога. Он вступает в сговор с давними союзниками израильтян мадианитянами, теперь утратившими былое влияние на израильскую элиту и также обеспокоенными новым развитием событий. Вместе они снаряжают посольство к известному в тамошних местах колдуну Валааму и просят его воздействовать на израильтян с помощью колдовства. 

Однако затея моавитян полностью провалилась: вместо проклятий Валаам изрекает благословения. Между прочим, именно в этом эпизоде колдун озвучивает известную характеристику евреев, в значительной мере распространенную и сегодня: «…вот народ отдельно живет и между народами не числится» (Числ.23; 9). Этим словам Пятикнижия часто придают серьезный общефилософский смысл. И не напрасно. В то же время эта формула вполне соответствует реальной ситуации в Ханаане в те дни. Израиль уже имеет свою территорию, но еще не оформил своей государственности, что и зафиксировано в надписи на знаменитой стеле фараона Мернептаха, где в тексте имеется первое внебиблейское упоминании об израильтянах. 

В 1967 году в Заиорданье в полутора километрах к северу от реки Иавок были обнаружена надпись, выполненная на остатках стен старинного языческого храма или жертвенника. Несмотря на то что ученым удалось восстановить лишь небольшую часть текста, все же можно понять, что это фрагменты «Книги Валаама, сына Веорова, провидца богов», воспроизведенной в VIII веке до н.э. с гораздо более древнего оригинала. Вероятно, книга являлась «священным писанием» местного языческого населения. 

 

Конечно Библия — не историческое сочинение. Она создавалась с совершенно другой целью. Но факты, о которых в ней идет речь, в значительной степени подтверждается современными исследованиями. 

Археологическая разведка выявила принципиально новый тип расселения, сложившийся с начала XII века до н.э.:  во-первых, поселенцы стали вытесывать в скалах металлическими долотами большие емкости для сбора и хранения воды, и, во-вторых, на склонах холмов впервые в этой местности оборудуются террасы, где выращивают пшеницу, ячмень и овощи.

Небольшие поселения, часто едва достигавшие одного акра, определенно связанные с израильтянами, возникли районах центрального и северного Заиорданья, в горах Верхней и Нижней Галилеи, на холмах Самарии, в северном Негеве. Значительное количество поселений располагалось на центральном нагорье, где некоторые из них достигали размеров десяти и более акров. Среди них Шило, главный культовый центр израильтян в этот период, и Гива, в годы становления монархии ставшая столицей первого израильского царя Саула (ок.1029-1005 годы до н.э.). Южнее Иерусалима выделялся город Гило. В районе Хеврона поселения израильтян в начале XII века до н.э. были редки. На юге, в долинах Арада и Беер-Шевы было основано несколько новых поселений, в том числе и Тель-Масос, едва ли не самое крупное в стране, достигавшее более 20 акров. Заселение возвышенности Негева осуществлялось в более позднее время.   

 

На сороковом году странствий, в первый день одиннадцатого месяца, Моисей обратился с последним напутственным словом к Израилю. Речь пророка стала отдельной книгой Пятикнижия — Второзаконием. Потом Моисей поднялся на гору Нево, осмотрел территорию Ханаана, которую предстоит завоевать его соплеменникам, и ушел в вечность.