Леонид Гомберг
Поиск по сайту...
Леонид Гомберг
Леонид Гомберг

Михаил Липкин

 

Или — Фараон, или — Израиль

 

 Израиль и Фараон. Секреты библейской истории Ростов-на-Дону: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2009. — 240 с.

 

Как явствует из названия, а еще больше из подзаголовка, книга Леонида Гомберга посвящена древней истории евреев, главным образом теме «Израиль в Египте». Автор не просто пересказывает текст Торы, но и пытается выявить в нем реальное историческое содержание. Он приводит мнения разных исследователей — историков, археологов, филологов — и выстраивает такую версию событий, которая не противоречила бы данным древней истории, египтологии, глоттохронологии.
Но книга не ограничивается только этим. Гомберг начинает с общего рассказа о библейской археологии в Стране Израиля и о разных проблемах и гипотезах, связанных с раскопками вблизи Кумранских пещер. В полемической статье «Точка отсчета» он дает свою версию привязки ключевых эпизодов истории патриарха Авраама к принятой хронологии. Следующий раздел, «Об этногенезе», рассказывает о древних ближневосточных народах (современные научные представления здесь связываются с таблицей родословий и перечислениями имен-этнонимов в книгах Торы). А ведь есть еще глава «О космологии. Космос как воспоминание», где автор занимается уже не историей человечества, а историей мироздания, декларируя совместимость библейского описания и научных представлений о рождении Вселенной…
Убедительны ли построения автора? Да, но только для тех читателей, кого и так убеждать не надо. Вряд ли он переубедит скептиков, считающих, что археологи, пользуясь Библией как справочником и путеводителем, попросту ищут подтверждение своих религиозных убеждений. Да и среди специалистов нет единого мнения по самым ключевым проблемам, будь то хронология, персоналии либо интерпретация тех или иных свежераскопанных артефактов. Однако заслуга автора в том, что он дает читателю возможность прикоснуться к этой полемике, почти поучаствовать в ней, тем более что она влияет не только на академические штудии, но и на текущую политику.
Политическая составляющая отчетливо выходит на первый план в заключительном разделе «Неудобная история. Заметки на полях событий и книг». Формально это рецензии на «Воплощенный миф» А. Милитарева и роман О. Глушкина «Саул и Давид», эссе на основе нескольких книг, посвященных процессу Иисуса (Д. Флуссер, М. Хейфец, Х. Коэн), заметка об идентификации библейского Сдома и «Ближневосточная головоломка» — о том, что за термином «палестинцы» не стоит никаких исторических реалий. Собственно, в привязке к политике и заключается смысл всей книги. Научная или, вернее, популяризаторская ее составляющая страдает из-за очевидных пробелов. Так, в эссе о древних народах блистательно отсутствует «История Древнего Востока» Д. Деопика, а в главе о процессе Иисуса — «Революция в Иудее» Х. Маккоби. Автору могут не нравиться построения этих авторов, но, серьезно занимаясь темой, игнорировать их никак нельзя.
Однако весь пафос исторических глав совершенно естественно подводит нас к выводам: «Жизнь так устроена: или — Фараон, или — Израиль» и «ближневосточная головоломка имеет весьма простое решение, если бы только удалось избавиться от подсказок многочисленных доброхотов и “экспертов”». К стыду своему, должен сознаться, что, даже прочитав книгу Гомберга, я не вижу «весьма простого решения». Более того, я считаю, что «ближневосточная головоломка», подобно ирландской или курдской, вообще не имеет решения в существующих условиях, и потому усилия Израиля должны быть направлены на то, чтобы научиться жить с этой проблемой. Так живут с хронической болезнью, лечение которой может оказаться тяжелее ее самой.

 

ЛЕХАИМ НОЯБРЬ 2012 ХЕШВАН 5773 – 11(247)