Леонид Гомберг
Поиск по сайту...
Леонид Гомберг
Леонид Гомберг

 

О Викторе Кузнецове

 

Писатель Виктор Владимирович Кузнецов родился 8 июня 1942 года в селе Газалкент Бостандыкского района Ташкентской области Узбекистана. Окончил геологический факультет Казанского университета. Кандидат геолого-минералогических наук. Член Союза писателей Москвы. Автор ряда книг. Очерки публиковались в журналах "Дружба народов", "Новое время", "Наука и жизнь" и в центральных газетах. Умер в 2010 году.

Эти простые слова выбраны в одном из многочисленных справочников в интернете.

Добавлю: Виктор Кузнецов печатал свои материалы в газете «Информпространство», где я в середине двухтысячных несколько лет служил зам. главного редактора. В мои обязанности входило редактирование текстов наших авторов к очередному номеру. Одним из таких авторов был Виктор Владимирович Кузнецов. Мы симпатизировали друг другу. Кузнецов читал мои книги со вниманием, обязательно звонил и говорил о своем отношении к ним. Он был добрым, благодарным человеком, и порой его оценки моих работ были завышенными. Он приходил на мои вечера, садился среди публики, слушал, а иногда даже что-то записывал. Выступать и вообще «светиться» не желал. 

В некрологе, опубликованном в журнале «Корни», я прочитал такие строки: «Последней работой Виктора Кузнецова была яркая рецензия на книгу Леонида Гомберга «Израиль и Фараон», опубликованная в «Корнях» №43. Когда друзья Леонида собрались в Доме литераторов, чтобы обсудить эту книгу и поздравить автора с творческим успехом, Виктора среди нас не оказалось. Предчувствия беды закрались в душу…»

С. Августевич «Виктор Кузнецов», Корни №46

В тот вечер Виктора Владимировича уже не было в живых…      

 

Виктор Кузнецов  

 

ЭХО ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ

 

Леонид Гомберг. Израиль и Фараон: секреты библейской истории. – Феникс (Ростов-на-Дону), Неоглори (Краснодар), 2009. 

 

Новая книга писателя Леонида Гомберга посвящена острым проблемам современной библеистики. Неслучайно первый ее очерк снабжен подзаголовком «Археология как зеркало идеологических баталий». Как текст Библии соотносится с историческими фактами, установленными наукой — вот вопрос, интересующий практически всех: и иудеев, и христиан, и мусульман… 

Вплоть до начала XIX века, отмечает Л. Гомберг, никто из тогдашних ученых в историчности библейского текста не сомневался. Под воздействием набиравшего в те годы силу атеизма возникло так называемое «критическое» направление. Историки пытались доказать неисторический характер библейских текстов, они называли их «величественным миражом» и объявляли Библию компиляцией древних документов. 

В ХХ веке на Ближнем Востоке были сделаны великие археологические открытия. Выдающийся американский ученый-гуманист Уильям Олбрайт (1991-1971) и его ученики в 1920-1980-х годах проводили в Восточном Средиземноморье раскопки, заложив основы научного изучения библейской истории. Их находки в основном подтвердили фабулу древнего библейского текста. Эпоха патриархов, египетский плен, возвращение древних израильтян в Ханаан, создание могущественного царства и его последующий распад, вплоть до разрушения римлянами Второго иерусалимского храма — таковы основные вехи трагической и, одновременно, героической истории еврейского народа, подтвержденные археологическими исследованиями, доступными сегодня для всестороннего исторического и лингвистического изучения.       

Однако, вопреки всякой логике там и тут все чаще раздаются «сенсационные» утверждения, что факты, изложенные в Библии, недостоверны, а археологические находки интерпретированы Олбрайтом неверно, якобы, с целью «…ввести в заблуждение мировое сообщество». «В итоге, — утверждают сторонники подобных взглядов, — давнее прошлое отдано на потребу Израилю и Западу».      

Даже среди ученых Тель-Авивского университета нашлись историки, утверждающие, что объединенного царства Давида и Соломона никогда не существовало, а Иерусалим тех далеких времен — «всего лишь жалкая деревушка». Все это, подчеркивает Леонид Гомберг, и есть «…плоды той самой политизации научного пространства». 

Подобные выводы подвергаются самой серьезной критике в научных изданиях, и от псевдоисторических сентенций в итоге не остается камня на камне. Но широкая публика, как справедливо отмечает Л. Гомберг, специальную литературу не читает. В СМИ же — как европейских и американских, так и израильских — всегда преобладает погоня за сенсацией. Газеты и глянцевые журналы охотно пишут о мало относящихся к исторической науке находках, связанных с Вавилонской башней, Ноевым ковчегом, Содомом и Гоморрой, но реальные исторические открытия даже не упоминают.  

Новая книга Леонида Гомберга посвящена восполнению возникающих пробелов. Автор не претендует на решение каких бы то ни было научных проблем. Цель его книги — просветительская. Он информирует заинтересованную публику о современном состоянии библейской истории и обсуждает некоторые животрепещущие проблемы. 

Пересказывать содержание всей интереснейшей книги «Израиль и Фараон» нет никакого резона. Каждый, кто откроет ее, долго не сможет оторваться от страниц, повествующих о гиксосах и амаликетянах, хеттах и ассирийцах, Аврааме и Иосифе, Моисее и Аароне… 

Трудно не сказать только несколько слов о рабби Иеошуа из Назарета (Иисусе), который — как убедительно показывает Л. Гомберг — всю свою жизнь оставался тем, кем и считал себя — правоверным иудеем, ни в чем не нарушающим еврейских законов. В проповедях своих он обращался преимущественно к евреям, и с их стороны ему не грозила никакая опасность. Все, что говорил Иеошуа, в сущности, не противоречило тому, что проповедовали другие иудейские пророки и учителя… Мученическую смерть на кресте он принял по приказу оккупационных властей. Но стоило христианству стать государственной религией Римской империи, как виновником гибели Иисуса объявили уже не римлян, а еврейское самоуправление подвластной Риму Иудеи и вообще всех евреев. В последующие тысячелетия подобная несправедливость не раз оборачивалась бедой для миллионов собратьев Иисуса — несмотря на то, что двенадцать апостолов были евреями, да и первая христианская община сплошь состояла из евреев… 

Сородичам Иеошуа в христианских странах вплоть до самого последнего времени отводилась роль «козлов отпущения». Они пережили инквизицию, погромы, Холокост. И сейчас переживают возводимые на них клевету и напраслину… И все-таки народ продолжает свою историю на Земле, делая жизнь лучше и добрее.     

 

2010