Михаил Письменный
Последний исход
Леонид Гомберг. Израиль и Фараон: секреты библейской истории, изд. Феникс, Ростов-на-Дону; Неоглори, Краснодар, 2009, 235 стр.
Эта книга вобрала в себя многое. Современная политика здесь ищет опору в археологии, научные разыскания — в религии, филологический разбор библейского текста выводит к философским умозаключениям об устройстве бытия. Но вся эта смысловая разнонаправленность не разрывает текст на куски, не превращает его в заметки по случаю, и не только благодаря тому, что всюду в книге чувствуется сильная рука остроумного и широко эрудированного автора. Сам замысел и план её видится тугим узлом, в который завязались сюжеты суровой древности и нашей далеко не благостной современности.
Главный композиционный ход книги становится наглядным в рассказе о разлетающихся после Большого взрыва вселенных, которые находятся в замкнутых пространствах, где всё упорядочено и подчинено законам природы, а вне этих пространственных сфер — хаотично-изменчивая среда. В хаосе законы природы не действуют, он непроницаем для информации и вообще ни для чего упорядоченного. Перейти из одной вселенной в другую можно лишь спустившись во времени к исходной точке, к моменту взрыва. Так в московском метро мы перебираемся с одного радиуса на другой через центр. Будучи гуманитарием, автор скромно замечает, что технически образованный человек рассказал бы об этих вещах точнее и лучше. Но в качестве научной гипотезы картина Большого взрыва не играет здесь определяющей роли. Она гораздо важнее как художественное обобщение, образ сегодняшнего человечества, потому что напоминает разлетающиеся вселенные современности: иудаизм, христианство и мусульманство, а также многое другое, что сегодня разделено информационной непроницаемостью. Этот образ выводит книгу из разряда научно-популярных и просветительских в разряд художественно-философских, допускающих самые широкие обобщения и предостережения. И в самом деле, мир сегодня расколот. Центробежными силами зла подавлены центростремительные силы добра. Мы наглухо закрыты в собственных идеологических, религиозных и всяческих других сферах и стремительно удаляемся друг от друга, словно наше бытие взорвалось: мусульманская вселенная не докричится до христианской, которая сама в себе — разделенное на отдельные эгоизмы множество, и каждый находится в споре с материнским для всех нас иудаизмом. И тут возникают вопросы: до каких пор всё это будет продолжаться? к чему всё идет? это всеобщее рассеяние мира — оно бесконечно или конечно? а вдруг всё взорвется?! Леонид Гомберг однозначно отвечает, что всё, однажды одномоментно возникшее, так же одномоментно когда-нибудь завершится. Он даже выдвигает тезис: «если бы до сегодняшнего дня миновало бесконечное число дней, то сегодняшний день никогда бы не наступил». Получается, что конец неизбежен, и, чтобы разобраться в характере последних дней мира и по возможности отдалить эти последние дни, нужно понять, что происходило в начале, о чем нигде, кроме Библии, не написано. Всякое рассеяние — следствие исхода. Исход есть взрыв, выход за пределы назначенного неким Фараоном стеснения, освобождение от угнетения. Этому предшествует длительное накопление сил, недовольство и беспокойство. История еврейского народа начинается с истории одной семьи, которая живет в Междуречье. Семья разрастается, вступает в противоречия с окружением, и вот один её представитель по имени Аврам уходит из родного города, совершая тем самым первое движение, которое много раз потом в гораздо больших размерах повторится народом, произошедшим от этой семьи. Вся история этого народа станет историей исходов и рассеяний. На Синае народ получит откровение из рук Бога, но получит его не для себя только. По этому поводу Леонид Гомберг пишет замечательные слова: «известная иудейская доктрина избранности и миссии евреев вне контекста Синайского откровения — не более чем коллективный маниакальный психоз, не только не продуктивный в плане будущих возможностей, но и попросту нелепый». Таким образом, принятие Синайского откровения означает, что перед лицом Бога еврейский народ предстаёт как представитель других народов, которые станут почитать Авраама как праотца. Вместе с тем принятие другими народами Синайского откровения из рук народа еврейского означает, что эти народы принимают также историческую судьбу, определенную Авраамом. Став такими же избранными перед лицом Бога, как и евреи, эти народы неизбежно повторяют теперь ведущий к исходу и рассеянию еврейский сюжетный ход. Этот поворот означает также и то, что погубление одним авраамическим народом другого — еврейского или, скажем, чеченского, влечет за собой невыполнение задачи жизни по правилам, данным Богом. Это в свою очередь вызовет погубление за ненужностью Богу всего человечества, подобно тому, как в незапамятные времена было поступлено с Содомом и Гоморрой. Выводы, как говорится, делайте сами. Следующий исход легко может стать исходом мира в небытие и бесследным рассеянием в нем всех народов. Как видим, всё в этой богатой по содержанию книге актуально, всё в ней рядом: добытийное существования мира и его будущее, которое может оказаться весьма печальным и даже катастрофичным. Перед нами не только внимательное исследование, раскрывающее секреты Библии, но и предостережение, заставляющее каждого человека задуматься о судьбах мира и о собственной в нем судьбе.
«Кольцо А», 2010