Владимир Петрухин
О книге «Израиль и Фараон»
«Израиль и Фараон. Секреты библейской истории» (Ростов-на-Дону: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2009)
Обычно в эту рубрику мы ставим статьи, написанные для публикации в журналах, газетах, интернете. А здесь — выступление на презентации. Однако авторитет историка, археолога, профессора РГГУ Владимира Яковлевича Петрухина в научном мире столь высок, а слова его столь весомы, что значение этой «расшифровки» для любителей истории превосходит многие наукообразные тексты в печати.
Я с некоторым сомнением соглашался обсуждать эту темы, не только потому что «моя» Хазария отстоит на две тысячи лет от Исхода. Так сомневался бы всякий человек, который возьмется за тему изначального представления о свободе— представления, данное человечеству именно библейским сюжетом, представления о свободе и рабстве — о рабстве благополучном, о рабстве в великой державе, которой все должны были гордиться. За этой державой стояло воплощение божества. Да, фараон был воплощением божества на земле. Каждое его слово было законом. И не по тому, что он услышал что-то «свыше» на какой-то там горке, а потому что это дано ему автоматически, от природы. Отказаться от такого рабства — великий подвиг. И загадка всемирной истории и истории культуры в том, что человечество поверило этому рассказу. А достижение автора книги «Израиль и Фараон» в том, что он популярно доносит до массового читателя то, как это могло произойти, и как это, вероятно, происходило.
Как человек, связанный с академической наукой, я не могу не поделиться парадоксом, который в этой науке сейчас существует. Мне самому пришлось окончить кафедру археологии Московского университета. И мои коллеги, весьма ученые, знающие библейский текст, знающие язык, занимающиеся раскопками в Израиле, обнаружили, что не все в порядке с библейской археологией. Мы не только не можем найти корзину Моисея (едва ли кто-то всерьез взялся бы ее искать), не только не можем найти следов кочевок патриархов, но и о великом Израиле, о котором повествуют исторические книги Библии, о столице его в Иерусалиме и даже о Соломоновом Храме археология почти ничего не знает.
Как археолог я могу сказать, почему это происходит. Да не только археолог об этом может рассказать, но любой, живший в советские годы. Как только происходило разрушение какого-то города, первым делом его жители разбирали остатки построек на стройматериалы. Как только сгорала какая-то убогая избушка в Подмосковье, соседи немедленно бросались разбирать печку — кирпич был дефицитом. Точно также был разобран и фундамент Соломонова Храма. Археологи, может быть, ничего и не найдут. И находятся люди, не без «левизны», которые говорят, что все написанное в этой толстой книге, которая считается Боговдохновенной, — ерунда. Мы же ничего не нашли. Не было никакого храма, не было никакого Великого Израиля, не было Давида и не было Соломона. Все это брехня, мифы. Они не первые это придумали. Также относились к Библии вполне почтенные и весьма интеллигентные ученые — утонченные люди античной эпохи. Римляне, которые приложили свою руку к разрушению Второго Храма, относились к Библии как к собранию нелепостей и басен, которые собирали невежественные люди, лишенные античной образованности.
В своей книге наш автор Л.Е. Гомберг демонстрирует, насколько глубоки были потенции людей, которые донесли до нас библейскую традицию. Я не буду здесь говорить о Боговдохновенности самого текста — это не дело историка, не дело ученого. Я могу сказать только, что действительно свершилось чудо, ибо текст, который готово было отвергнуть все образованное человечество, вся мировая цивилизация, победил. И человечество, и мы все живем под воздействием этого текста и должны соответствовать истинам, которые нам этот текст являет.
Л.Е. Гомберг оказался передающим звеном между этим текстом, который сейчас, и в самом деле, тяжело читать, и нами. Выступавшие передо мной спрашивали: « А вы давно читали Библию?» На самом деле, необходимо время и возможность сосредоточиться, чтобы читать и понимать этот текст. Такой комментарий, такое понимание текста, которые были даны в книге «Израиль и Фараон», чрезвычайно актуальны сейчас, когда велик соблазн очень просто объяснить секрет библейской истории — либо ничего не было, либо было все точно так, как написано. Так говорят люди, в общем, примитивные и недалекие, которые в состоянии разве что оттолкнуть от попытки понять великий текст, который был нам дан в древности. С моей точки зрения то, что сделал Л.Е. Гомберг — актуально и необходимо, необходимо именно сейчас, когда мы пребываем в некоторой растерянности, что же делать, как нам понимать, откуда и куда мы движемся — от рабства к свободе или куда-то в противоположном направлении.