Леонид Гомберг
Поиск по сайту...
Леонид Гомберг
Леонид Гомберг

Боксер по прозвищу Маген Давид

«Мой спортзал подобен союзу наций. Я видел, как через эти двери проходили самые разные ребята, но я никогда не видел такого, как этот парень. Он выглядит русским, молится по-еврейски и дерется, как негр».

Этот отзыв Джимми О’Ферроу, хозяина одного из американских боксерских клубов, дает весьма точную характеристику перспективного молодого боксера Дмитрия Салиты.  

Свою первую «титульную» победу на профессиональном ринге 23-летний Дмитрий по прозвищу Звезда Давида одержал летом 2005-го, нокаутировав американца Шона Галлегоса в 9-м раунде 10-раундового боя, и стал чемпионом Северной Америки по версии NABA (Северо-Американская боксерская ассоциация) во втором полусреднем весе. В новом сезоне, осенью минувшего года, Салита одержал очередную победу на профессиональном ринге. Несмотря на рассечение в 9-м раунде, он победил по очкам костариканца Франсиско Кампоса. Это 25-я победа Салита в 26 поединках. Еще одна встреча завершилась вничью.

Дмитрий Салита родился в 1982 году в Одессе. Он хорошо учился в школе и с не меньшим успехом играл в футбол с друзьями после школы и по выходным.

О футболе Дмитрий мечтал с детства. Но когда мама привела мальчика в клуб, который готовил футболистов для "Спартака", его не взяли, сказали, что он слишком маленький для такой школы: в ту пору ему было всего лет семь. Тогда отец предложил сыну записаться в секцию карате, куда ходили большинство его друзей. Дмитрий согласился. Так он оказался в клубе «Сакура».

В начале 90-х семья переехала в США, и Дмитрий продолжал заниматься карате, выигрывая все турниры, в которых участвовал. Но однажды брат сказал ему, что с таким талантом надо идти на боксерский ринг, потому что «карате — это только для кино». И он оказался прав. В тот день, когда Дмитрий вошел в зал, где тренировались боксеры, он был покорен боксом.

Первый официальный бой Дмитрия Салиты на ринге состоялся в Рочестере (Нью-Йорк) в рамках турнира "Серебряные перчатки". Ему предстояло драться с парнем, за плечами которого было уже 20 поединков. В начале он сильно нервничал, но потом все же довел встречу до победы. В 2002 году Салита выиграл чемпионат США и вошел в элиту любительского бокса, победив в финальном поединке шестикратного чемпиона США Рэя Санчеса-третьего. 

Еще в Одессе юноша интересовался иудаизмом. В семье сохранялись некоторые еврейские традиции. Отец с дядей покупали мацу на Песах, а бабушка Ида каждый год ходила в синагогу на Йом Кипур, совпадавший с ее днем рождения, и сидела там целый день.

В 1992 году, когда семья приехала в Америку, мальчик пошел в городскую школу, потом около года учился в ешиве. «Еврейские предметы мне очень понравились, — рассказывает Дмитрий. — Но я еще не был тогда готов принять ограничения в одежде, стрижке и ушел. Время, проведенное в еврейской школе, оказалось очень важным для моего будущего. Я ощущал духовный голод и что-то искал. Продолжал самостоятельно читать».

Позже в Нью-Йоркской больнице, где он ухаживал за матерью, Дмитрий познакомился с приверженцами движения «Хабад Любавич». Когда умерла мама, Дима с братом Мишей пришли в Любавичскую синагогу на Оушен Авеню заказать поминальную молитву и обрели там искренних друзей.

Дмитрий начал постепенно включаться в религиозную жизнь. Он полагает, что еврейство подразумевает не только ограничение режима работы, но и знание о прошлом своего народа, ответственность за исполнение заповедей. Новые друзья не стремились давить на него. Они позволяли ему постигать иудаизм в том ритме, который ему подходил. Раввин Залман Либеров и его окружение помогли Дмитрию почувствовать себя в синагоге дорогим гостем.

«Это был путь, шаг за шагом, — продолжает свой рассказ Дмитрий. — В нашей иммигрантской среде есть стереотип: ты или религиозный еврей на все сто процентов, или совсем нет. И если ты не соблюдаешь всех законов и традиций, то какой же смысл в твоем маленьком первом шаге? Как ты можешь зажечь субботние свечи и пойти в некошерный русский ресторан? Потому — не зажигай свечей и ничего не делай. Я совершенно не согласен с этим стереотипом. Человек же не может измениться за одну секунду. Так что же не меняться и не расти духовно вообще? Каждый еврей может начать делать первые маленькие шаги к традиции своего народа. Как я, например, начинал соблюдать субботу? Постепенно. Сначала ходил в синагогу, заниматься Торой, затем перестал смотреть телевизор, затем включать интернет, потом и разговаривать по телефону».

Первое время на ринге у него не возникало никаких проблем, потому что он дрался по субботам. Но однажды он проиграл важный поединок в субботу и решил, что больше в шаббат выступать не будет. «В 2002 году чемпионат страны проходил в Миссисипи, — продолжает Дмитрий. — Четвертьфинал я выиграл нокаутом у боксера из Техаса. Полуфинал был очень тяжелым. Мой соперник Кит Мейсон, двукратный чемпион США и чемпион мира среди юниоров, заявил прессе, что победит меня нокаутом. Я выиграл по очкам — 17:9, но он нанес мне травму, повредив до кровотечения нос».

Доктор не хотел допускать Дмитрия к финальному бою, но все-таки согласился при условии, что сразу же остановит поединок, как только пойдет кровь. Бой должен был проходить в субботу…

Еще до начала соревнований тренер Салиты обратился к американской федерации бокса позволить ему выступать после окончания шаббата. Однако федерация отказалась менять установленный регламент.
«Журналисты знали, что я соблюдаю шаббат, и потому в интервью в местной газете спросили, что я буду делать, если выйду в финал? Я ответил, что всегда мечтал стать чемпионом США, но шаббат для меня еще дороже! Тогда журналисты обратились в федерацию бокса, и после моей победы в полуфинале организаторы матча пошли мне навстречу и перенесли поединок на вечер».

Соперником Дмитрия Салиты был Рей Санчес, шестикратный чемпион США. «Мне нужно было не только думать о победе, но и постоянно защищать нос. Бокс — ведь это не только вид спорта, где нужна физическая сила, необходимо использовать голову. Мой тактический план состоял в защите до последнего раунда и атаке в последние 120 секунд. Первый раунд я проиграл — 1:2, второй — 3:4, третий выиграл — 7:6, в последнем перешел в наступление и победил — 16:12! Специально для меня в то субботнее утро в зале стояли не только электронные, но и механические весы. После того, как я взвесился, и медсестра занесла результат в отчет, она попросила меня подписаться. Я ответил, что, к сожалению, не могу. Тогда стоявшие вокруг спортсмены, в основном черные и латиноамериканцы, решили меня поддержать: «Не сожалей, а гордись — это религия твоего народа!»»

Однажды Дмитрий получил по электронной почте письмо с просьбой отправить в Белый дом номер телефона, по которому с ним можно связаться. За месяц до Хануки ему позвонил секретарь Белого дома по связям с еврейской общиной Ноам Каузнер и пригласил на праздничное торжество с участием президента Бушем. На встречу с президентом были приглашены более 250 представителей еврейской общины США. На протяжении трех часов Джордж Буш уделял внимание каждому и фотографировался на память, — вспоминает Дмитрий. — Президент показался мне человеком, обладающим особой харизмой. Когда меня представили ему, то он в шутку сымитировал несколько ударов, подчеркнув свое доброе отношение к боксу. Он сказал, что будет следить за моими успехами в спорте, и пожелал стать чемпионом мира. Лора Буш тоже приняла участие в разговоре и пожелала мне спортивных успехов… Вообще об отношении президента Буша к Израилю и к евреям свидетельствует маленький штрих на празднике Ханука в Белом доме, который произвел на меня огромное впечатление. В то время как президент уже проводил индивидуальные встречи, в Белом доме прозвучало объявление: «Вечерняя молитва Маарив начнется в Красной комнате в половине восьмого вечера».

Древний Маген Давид — не только духовный, но спортивный символ Дмитрия Салиты, который он с гордостью носит на свой форме. Сегодня в большом боксе немного белых спортсменов, а тем более выдающихся боксеров-евреев. Дмитрий мечтает стать боксером, которым его народ мог бы гордиться.

2007

     {jcomments off}