Леонид Гомберг
Поиск по сайту...
Леонид Гомберг
Леонид Гомберг

 

 
 

«КОГДА-НИБУДЬ ПОСЛЕ МЕНЯ…»

Уже пять лет нет с нами поэта Юрия Левитанского. Время летит быстро: такое впечатление, что на дворе сменилась эпоха. Наступило новое тысячелетие… 

 
«О Левитанском и при жизни писали не слишком много, а уж теперь… Теперь попытка осознать и уберечь его огромный, уникальный вклад в отечественную словесность стала едва ли не частным делом узкого круга близких людей. Изощренная и простодушная поэтика Левитанского осталась поэтикой в себе. Она, похоже, просто не по зубам толкователям», — так писал в редакционной статье журнал «Литературное обозрение» три года назад. И у автора этой статьи были все основания горько сетовать не только на отсутствие серьезного литературоведческого анализа творчества поэта, но и сколько-нибудь значительного проекта издания его поэтических произведений. Иногда казалось, что «заговор молчания» вокруг имени Левитанского продлится вечно. 
Правда, еще весной 1997 года в журнале «Знамя» (N5) были впервые напечатаны фрагменты бесед поэта «Юрий Левитанский рассказывает…», составленные по тематическому принципу, которые были записаны на диктофон еще при его жизни. В том же году осенью вышла в свет небольшая книжка «Война и Мир Юрия Левитанского» — первая скромная попытка подвести итоги многолетних трудов поэта. В этой книге впервые были опубликованы стихи, не входившие в прижизненные издания. Но эти, а также некоторые другие публикации и в том числе несколько интервью, данных вдовой поэта Ириной Машковской в средствах массовой информации, были всего лишь отчаянным стремлением зафиксировать в памяти нового поколения творческий облик Левитанского.
Первая значительная удача в осмыслении личности и творчества поэта связана с выходом в самом конце 1997 года специального номера журнала «Литературное обозрение» (N6), посвященного Левитанскому — проекта, осуществленного под руководством известного литературоведа, главного редактора этого журнала Виктора Куллэ. Так называемые «Монологи» здесь были воспроизведены вновь, в отличие от публикации в «Знамени», «в той последовательности, в какой они были произнесены — без какого бы то ни было редакторского вмешательства в логику говорящего». Здесь же впервые были опубликованы неоконченные фрагменты некоторых стихотворений, воспоминания друзей поэта Галины Медведевой, Феликса Светова и Михаила Поздняева, очень откровенная и содержательная беседа Виктора Куллэ с Ириной Машковской и, наконец, краткий библиографический обзор. Особый интерес представляют путевые заметки «Моя вторая Европа» — краткие записи, сделанные поэтом во время круиза, совершенного в последние годы жизни…
1998 год наконец-то одарил поклонников Левитанского настоящим сюрпризом, каковым стал выход в свет новой книги его стихов «Когда-нибудь после меня», первого посмертного издания стихов поэта. До сих пор, т.е. до 1998 года, самым полным изданием Левитанского оставалось «Избранное» далекого уже 1982 года. В сборник тогда вошли не только оригинальные стихотворения, но и переводы, а также пародии «Сюжет с вариантами». Книга «Когда-нибудь после меня», выпущенная издательством «Х.Г.С.» и составленная (буквально — выпестованная) Ириной Машковской, содержательно во многом повторяет «Избранное». Разумеется, в нее вошли многие стихотворения, написанные поэтом в 80-90 годы.  Но главное, книга эта, великолепно полиграфически исполненная, имеет важное преимущество перед всеми предыдущими изданиями: в ней впервые представлены некоторые живописные и декоративно-прикладные работы мастера. Книга оставляет ощущение праздника не только благодаря «живой» суперобложке, но и из-за редкой фотографии Левитанского, на которой он запечатлен не, как обычно, сумрачно-серьезным, а этаким неунывающим озорником...
В прошлом 2000 году увидели свет две книги Левитанского. Одна из них, «Зеленые звуки дождя» (М.: Эксмо-пресс) на аван-титуле анонсирует «стихи, письма, дневники». В книги действительно присутствует несколько прозаических фрагментов разных авторов. И самый интересный из них, несомненно, — несколько писем Левитанского, опубликованных Ириной Машковской. Есть там и отрывки из книги «Война и Мир Юрия Левитанского» без указания источника. И это досадно, поскольку предупрежденный анонсом читатель, ожидая увидеть выписки из дневника поэта, может принять эти фрагменты за реальные дневниковые записи. На самом же деле это не дневники, а устные истории, рассказанные Левитанским разным людям и воспроизведенные из печатных источников и магнитофонных записей.
Книга странным образом разделена на некие циклы или части, озаглавленные строками из стихов поэта. Такая структура придумана «из головы», как представляется, совершенно произвольно и абсолютно не отвечает внутренней логики творчества Левитанского. Это опасный прецедент: Левитанский всегда писал КНИГИ СТИХОВ, связанные внутренним смыслом, содержанием и формой, а не отдельные стихотворения по разному поводу. Произвольное конструирование циклов ведет к разрыву живой поэтической ткани и, следовательно, совершенно недопустимо при составлении и издании поэтического наследия поэта. На странице 296 приведены следующие слова Левитанского: «Просто написать 10 или 20  вполне приличных стихотворений — это я могу, но в моем понимании это непринципиально, неинтересно. Значит, как Бог даст: накопится эта книга — будет книга». Непонятно, зачем же делать с его стихами то, что сам поэт считал «непринципиальным» и «неинтересным»?
Вторая книга Левитанского, «…год две тысячи», вышедшая в прошлом году, (М.: «Время», составитель Ирина Машковская) во многом воспроизводит содержание книги «Когда-нибудь после меня». Однако в нее вошли также ряд стихотворений Левитанского, не опубликованных при жизни, и в том числе «песенки», придуманные поэтом и спетые в дружеском кругу.
Что ожидает любителей поэзии Левитанского в ближайшее время? Как сообщила нам Ирина Машковская в издательстве «Русская книга» подготовлен к печати сборник «Сон об уходящем поезде».
Чрезвычайно важно отметить: спустя пять лет после кончины поэта его книги, несмотря на довольно высокую цену, быстро исчезают с прилавков, как это всегда было и при его жизни. Не взирая на «трудные» годы (а когда в России бывали годы легкие?), поэтическая жизнь Левитанского продолжается. Без сомнения она будет долгой.
     
 дек. 2000