Леонид Гомберг
Поиск по сайту...
Леонид Гомберг
Леонид Гомберг
 
 

«Я ДОЖИЛ ДО ВАШЕЙ ЭПОХИ…»

В этом (2002) году поэту Юрию Левитанскому исполнилось бы 80 лет

 
О Левитанском написано много. И все-таки его выдающееся поэтическое дарование остается как бы сокрытым в тени имен великих предшественников, таких как Пастернак и Ахматова, замечательных современников, таких как Самойлов и Слуцкий, и даже знаменитых стихотворцев последующего поколения, так называемых  шестидесятников — Евтушенко, Ахмадулиной, Вознесенского. Его абсолютно невозможно прицепить к какой-нибудь поэтической группе, втиснуть в какую бы то ни было литературную иерархию. Левитанский — сам по себе… Оставшееся после него наследие формально не велико: всего-то семь книг стихов, — цельных лирических повествований, скрепленных смысловым единством, сборник поэтических пародий да большое число переводов, в основном, поэтов стран Восточной Европы. Но вклад его в русское стихосложение огромен и не подлежит количественной оценке.
Юрий Давидович Левитанский родился на Украине в ассимилированной еврейской семье. «Папа знал всего несколько слов на идиш, — вспоминал поэт, — мама не знала почти ничего, а я тем более». Окончив школу, он уехал в Москву и в 1939 году поступил в ИФЛИ — институт истории, философии и литературы. В первые дни войны ушел добровольцем на фронт и прошагал не только «пол-Европы» — от Москвы до Праги, но и по Маньчжурским степям. Этот грандиозный шестилетний поход нашел отражение в первой книге поэта «Солдатская дорога», вышедшей в Иркутске. Однако подлинное признание современников принесла Левитанскому книга «Кинематограф», увидевшая свет в Москве в начале семидесятых. Но до официального подтверждения этого признания было еще далеко: лишь в 1995-м поэт удостоился Государственной премии России за поэтическую книгу «Белые стихи».
В последний год своей жизни Юрий Давидович побывал в Израиле, где прошли его поэтические вечера, вызвавшие большой интерес читателей и прессы. «Сейчас я начинаю интересоваться иудаизмом, — сказал Левитанский в интервью израильскому еженедельнику «Курьер», — и вдруг обнаруживаю, что ко многим его истинам я пришел самостоятельно. И эта поездка для меня, конечно, не просто поездка за границу: я надеюсь, что она поможет мне кое-что понять в самом себе». К сожалению, мы так и не узнали о его новых идеях: вскоре поэт ушел из жизни.
Юбилейный вечер памяти Юрия Левитанского прошел в Центральном Доме литераторов 22 января в день рождения поэта. Даже самые смелые предположения организаторов относительно «наполняемости» оказались опровергнуты: большой зал ЦДЛ был забит до отказа, люди стояли в проходах все три часа, пока длилось это великолепное действо, организованное при участии вдовы поэта Ириной Машковской. В программе приняли участие артисты Михаил Козаков, Юрий Никулин, Александр Филиппенко и Елена Камбурова, барды Виктор Берковский и Сергей Никитин, поэты Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко и многие другие.
Если вечер в ЦДЛ носил характер праздничного представления, то день памяти,  состоявшийся 24 января в Государственном Литературном музее, скорее напоминал поэтическую гостиную. Работниками музея была подготовлена юбилейная выставка, на которой экспонировались материалы из семейного архива, музейных фондов и частных собраний. Впервые жизнь и наследие Юрия Левитанского были представлены с должным профессионализмом в фотографиях, документах, рукописях, публикациях, а также в живописных и скульптурных работах поэта, почти неизвестных широкой публике. В программе вечера приняли участие писатель Феликс Светов, поэты Ефим Бершин, Александр Юдахин и Виктор Куллэ, актриса Анна Смирнова, барды Сергей и Татьяна Никитины, Дмитрий Матюшин и ребята из КСП «Надежда».
Юбилейная программа в Литературном музее была подготовлена при участии Еврейского агентства в России. На вечере присутствовали глава отдела общественных и культурных связей писатель Дина Рубина и глава отдела репатриации в Москве архитектор Алекс Черняков.
 
Янв.2002