«От Эдена до Вавилона» (М., 2001)
Презентация в Литературном музее (филиал в Трубниковском переулке) и некоторые отклики на книгу
* * *
В Москве в Литературном музее состоялась презентация книги Леонида Гомберга «От Эдена до Вавилона».
У этой книги весьма значительный подзаголовок «Прогулка литератора по дорогам мифологической истории иудейской цивилизации».
«Литераторов всегда привлекают знаковые фигуры, — отметила писатель Дина Рубина. — Именно их Леонид Гомберг берет в качестве отправной точки своей дороги. И очень честно, очень смело по этой дороге идет».
Президент Ваада России профессор Михаил Членов обозначил в книге три ключевых фактора, определяющих актуальность ее содержания. Во-первых, попытку совместить религиозное и позитивистское мировоззрения. Во-вторых, стремление сегодняшнего московского еврея-интеллигента осмыслить историческое прошлое своего народа. И наконец, ее полемическая направленность против всякого рода дилетантов, вроде популярных ныне Фоменко и Альтшулера. Именно эти факторы, по мнению профессора Членова, и определяют читательский интерес к книге.
В ходе дискуссии выступили писатели Лазарь Шерешевский и Яков Кумок, историк Фаина Гримберг, художник Гавриил Заполянский, издатель Эвелина Ракитская.
По дорогам истории, «Алеф», №897, январь, 2002
* * *
По мере погружения в книгу все больше поражаешься сочетанию осторожности и решительности, смелости версий с основательностью доказательств, глубине проработки изученных тем и особому чувству личной причастности к тому архипелагу, который мы называем иудейской цивилизацией.
Дина Рубина
* * *
Надо отдать должное автору книги «От Эдена до Вавилона»: он осторожно, внимательно и уважительно ведет свои прогулку по весьма запутанным тропам того знаменитого первоначального сада, где в любой миг можно наткнуться на древо жизни и смерти, древо познания добра и зла, древо мифов и снов, коснуться тайн бытия…
Идти на прогулку с Леонидом Гомбергом интересно еще и потому, что он умеет «погружаться в неизвестность» (вспомним Пастернака), странно и тем не менее весьма ощутимо передающую атмосферу «странны обетованной», Израиля, в которой автор книги не был мимолетным гостем.
Эфраим Баух «Реальность мифа», Литературные вести №62 (июнь-июль 2002)
* * *
Прочитал книгу «От Эдена до Вавилона» Л. Гомберга. Для меня она интересна как для священника, так и для библиста. Очень много штрихов в ней к лучшему, более глубокому и многогранному осмыслению мудрости Библии.
Прот. Иоанн с семьей. Молдова, Валя-Пержей Тараклийского р-на, настоятель храма Св. Николая
* * *
Многие этические и философские вопросы поднимает Леонид Гомберг, вскрывая различные исторические пласты, пытаясь выяснить сущность происходящего… По-новому осмысливаются библейские мифы и реалии. Автор размышляет о сущности бытия и загадке сотворения человека. Иногда им высказываются парадоксальные мнения. Но дело не в том, что автор с пеной у рта призывает бороться за те или иные теории и идеи, а наоборот, — ненавязчиво приглашает к сопереживанию, сочувствию и размышлению и временами к полемике.
Анастасия Финская, Литературная ярмарка, февраль-март 2002 (11)
* * *
Взяв, как Данте Вергилия, себе в спутники современные толкования как событийных, так и философских ипостасей Библии, — такие, как работы Бермана, Мойшезона и Бубера, —Леонид Гомберг проводит читателя по страницам Пятикнижия, вольно высказывая свои соображения по поводу их смысла и формы изложения… Масштабы книги простираются не только «от Эдена до Вавилона», как сказано в ее заглавии, но намного шире — от времен праотцов и до нынешних духовных и исторических коллизий и дискуссий. Это, на мой взгляд, весьма ценная и серьезная книга, и если ее подзаголовок назван «прогулки литератора», то можно сказать словами Тараса Шевченко, что это «Прогулки с удовольствием и не без морали».
Лазарь Шерешевский «От мифологии к истории… и обратно», Альманах «Роза ветров», Тель-Авив, 4(16), 2001
* * *
Автор книги Леонид Гомберг пытается дать честные, порой парадоксальные ответы… Эта книга производит эффект разорвавшейся бомбы, если, конечно, набраться терпения и продраться через обильные цитаты из Торы, огромное количество имен и дат. Но ведь, с другой стороны, без труда не вытащишь и рыбку из пруда!
Юлия Рахаева, Известия, 14 янв. 2002
Интернет-портал «Давар»
От Эдена до Вавилона
Л. Гомберг
Прогулка литератора по дорогам мифологической истории иудейской цивилизации. - Москва, Э.РА, 2001.-178 стр.
Книга, о которой идёт речь, - парадоксальна и противоречива, холистична и метафорична; легковесна (на один взгляд) и по-терцевски «прогулочна»..., но её никак нельзя назвать легкомысленной. Это вовсе не профанные прогулки по перекрёсткам литературных мистификаций еврейской истории, а подлинно художественный и индивидуальный опыт "облёта" (термин «пробега» отдаёт душком случайности и как бы полуобраза, случайного выхватывания из ряда некоего целого незначительного объекта, или, что уж вообще плохо, просто бросающегося прямо в глаза из-за своей непомерной величины) культурных ценностей, рядов, концептов, ставших как бы харизматическими для всей еврейской истории и традиции, — того, что по удачному выражению Дины Рубиной, слова которой о книге Гомберга вынесены на её обложку, можно (да и нужно) назвать «тем архипелагом, который мы называем иудейской цивилизацией». Это разделение на "культурный" vs "цивилизационный" аспект (или рельеф) мифологической истории евреев для книги Леонида Гомберга следует считать принципиальным. Поскольку речь в самой книге идёт о вещах, которые доселе какому-либо научному, литературному и публицистическому в одном лице осмыслению не подвергались, во всяком случае, применительно к еврейской истории. Несмотря на кажущееся по первому взгляду верхоглядство тем и мотивов, работа целостна и поражает своим единством, логикой замысла, построением текста и тональностью повествования o Каине и Авеле, Сифлянской генеалогии, истории и версиях потопа и иудео-мифологических представлениях о начале мира, времени и истории; о колыбели цивилизации и её многоколёсных гусеницах, о Нимроде и вавилонском столпотворении до "Протоколов сионских мудрецов", о загадочных и как бы уже получше, по крайней мере в Харькове, известных хазарах до политологии современного Израиля, индивидуальной казни несамоидентичного Отто Вейнингера до мифопоэтики суда и казни над Иисусом; о псевдоистории «хромой личности» Н. Фоменко до подлинной философии истории и личности М. Бубера.
Таков разброс тем. Но такова и матричная, если не матрёшечная, мифология еврейской истории. В неё, эту литературную табакерку, запрятаны все составляющие, необходимые для решительной, но и осторожной, смелой и доказательной, сколь и намекающей логики авторского анализа: мифологические мотивы и коды, мифопоэтическая адекватность продуктов их пре-творения и от-бражения (почти брожения - "прогулки" ведь!), публицистичность и острота стиля, литературная образность индивидуального подхода к толкованиям фактов, историко-этнографический контекст и культурно-социальный фон; вероятностная логика и художественная магия отображаемого - "автор ничего не утверждает окончательно, он просто размышляет и приглашает к размышлению читателей". Дело специалистов оспаривать всё вместе взятое или соглашаться со сказанным в целом.
Нам же, ищущим и неравнодушным, остаётся только со-размышлять, что обещает доставить подлинное удовольствие - и нам, и автору книги. Надеюсь...
Олег Коваль Copyright © 2002 Davar
Интернет-Портал создан при поддержке JDC Joint и ХОБФ ЕКЦ Бейт Дан