Звезда и смерть Рено де Шатильона

 


ШенбрМ обл 568x800Природа не всегда отдыхает на детях. Мария Шенбрунн-Амор — дочь известного издателя и переводчика Феликса Дектора и замечательной израильской писательницы Светланы Шенбрунн недавно дебютировала историческим романом «Железные франки» (2015). Ее новая книга «Бринс Арнат» (Издательские решения, 2017), как и первая, посвящена эпохе крестоносцев.
Кажется, необходимо пояснить, что означают странные слова, вынесенные писателем в заглавие книги. На самом деле, все просто: это искаженное ближневосточными мусульманами имя и титул одного из главных героев Второго Крестового похода князя Рейнальда де Шатильона: «пренс Рено» — «бринс Арнат». Есть и подзаголовок: «Он прибыл ужаснуть весь Восток и прославиться на весь Запад». Не более, не менее.
О том, как худородный французский шевалье стал одним знатнейших вельмож Заморья (так в то время в Европе назывались земли Восточного Средиземноморья), обретя титул князя Антиохии, одной из значительных территорий средневековой Сирии, автор рассказывает увлекательно и со знанием дела. Его беспримерная отвага равнялась неслыханной жестокости, воинское искусство полководца и личное мастерство война — безжалостности не только к врагам, но и к недавним союзникам, вдруг объявленным врагами. Авантюризм Рено приводит его к краху, казалось, непоправимому: он попадает в плен, где в ужасающих условиях проводит долгие годы, — никто палец о палец не ударил, чтобы выкупить доблестного, но опасного воина. Даже очаровательная Констанция, антиохийская принцесса, прежде без памяти влюбленная в мужа, не предприняла никаких шагов для его освобождения. Но он не сломался даже в жесточайших условиях мусульманской темницы и вышел на свободу через 16 лет благодаря огромному выкупу, который внес за него выдающийся монарх, юный и несчастный король Бодуэн IV Прокаженный.
Потеряв все, нищий, но несломленный Рено снова женится на богатой и знатной невесте и становится владетельным бароном Трансиордании, т.е. практически всех земель, контролируемых крестоносцами, к востоку от реки Иордан и Мертвого моря.
Если до тюремного заключения главными побудительными мотивами деятельности князя Рено были политические, религиозные и, конечно, материальные соображения, то теперь на первый план вышла его безграничная ненависть к тюремщикам, туманящая разум. При такой ситуации трудно было рассчитывать, что он умрет в своей постели. И действительно, «бринс Арнат» попадает в ловушку, расставленную Саладином, и гибнет от рук знаменитого полководца.
Мария Шенбрунн-Амор весьма точно и корректно следует историческому нарративу, строя сюжет романа на основе реальных фактов, добытых тяжким трудом архивиста. Автор выпукло и колоритно рисует лютую средневековую войну каждого с каждым, не только христиан против мусульман, — но и фраков против греков, армян или коптов, турок-сельджуков и курдов — против египтян и арабов: всех против всех. Глобальное смертоносное противостояние далеко не всегда соответствует заявленным религиозно-идеологическим целям, то и дело скатываясь на банальный грабеж и насилие. При этом кошмаре автор умудряется не проглядеть искренние благородные натуры, такие как Констанция Антиохийская, сумевшие сохранить во всеобщей бойне простые чувства любящей женщины, достойной матери, верной подруги.
А что же евреи? Как жили эти бесправные, униженные, всеми отвергнутые люди на Святой земле, на родине своих предков, порабощенной и поруганной пришлыми агрессорами? Они в стороне от тотального противостояния, характерного для эпохи Крестовых походов. У них просто не было и могло быть для этого наличных сил. Всего несколькими яркими штрихами рисует автор незавидное положение этих изгоев.
Однако на страницах книги постоянно возникают приметы прошлого — еврейские, библейские топонимы древней карты Святой земли, имена великих царей Давида и Соломона, цитаты из книг ТаНаХа, особенно, Псалмов и Песни песней, слышны имена современников описываемых событий Иегуды Галеви и Моше бен Маймона.
В иные минуты читателя вдруг ясно понимает, что противостояние мусульманских и христианских завоевателей и узурпаторов происходит в отрыве от их земных корней, и сама Земля не дает успокоения варварам, кем бы они там себя не воображали…

 


 

 вернуть к ОГЛАВЛЕНИЮ